Дело №33-2756/2012г. Докладчик Огудина Л.В.
Судья Цапцин А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Огудиной Л.В. и Емельяновой О.И.,
при секретаре Бусыгиной Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 11 сентября 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Лапушинского Ю.Н. на решение Меленковского районного суда Владимирской области от 20 июля 2012 года, которым постановлено:
Лапушинскому Ю.Н. в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителей истца по доверенности Лапушинской Т.А. и на основании ордера адвоката Черябкиной К.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лапушинский Ю.Н. обратился в суд с иском (с учетом уточнений – л.д.110-112) к администрации Меленковского района Владимирской области о признании незаконными и отмене решения жилищной комиссии от 04.07.2012г. - в части снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и постановления Главы района от 06.07.2012г. - в части утверждения указанного решения; о признании за ним права на постановку на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, как ветерана Великой Отечественной войны, и возложении на ответчика обязанности восстановить его в сводном реестре на получении субсидии для приобретения жилья; взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере ****.
В обоснование требований указал, что является участником Великой Отечественной войны, проживает в принадлежащей ему на праве собственности квартире, членом его семьи является его сын. В 2011 году он был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в июне 2012г. его включили в списки на получение субсидии для приобретения жилья, для чего им был открыт расчетный счет. Однако данную субсидию ему не перечислили, а 25.06.2012г. ему стало известно, что субсидия не выдана в связи с непредоставлением документов на имеющееся в собственности у супруги его сына и их дочери жилые помещения. Считал, что ответчиком указанные лица неправильно учтены в качестве членов его семьи. Также после обращения его в суд, решением жилищной комиссии администрации района от 04.07.2012г. он был снят с учета. Считал, что в силу Указа Президента РФ, Федерального закона «О
ветеранах», ч.1 ст.52 ЖК РФ имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма и при постановке на учет предоставил все документы, поэтому принятые решения являются незаконными и подлежат отмене.
В судебное заседание истец Лапушинский Ю.Н. не явился (инвалид **** группы), о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители истца Лапушинская Т.А. и адвокат Черябкина К.А. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений, полагали оспариваемые решения незаконными, дополнительно пояснив, что истец страдает тяжелым заболеванием и нуждается в постоянном уходе, что обусловило переезд сына истца со своей семьей по месту жительства истца. Также указали, что сноха истца и внучка не являются членами его семьи и не вселялись в качестве таковых, в связи с чем площадь принадлежащих им на праве собственности жилых помещений не должна учитываться при определении нуждаемости истца в жилье.
Представитель ответчика – администрации Меленковского района Ларина Н.И. иск не признала, пояснив, что истец проживает вместе с сыном, снохой и внучкой, у последних имеются на праве собственности жилые помещения, общую площадь которых необходимо учитывать при решении вопроса о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий. В связи с этим истец был снят с очереди в связи превышением нормы постановки на учет в **** кв.м.
Представитель третьего лица – администрации МО «Городское поселение г.Меленки» Муравьева К.В. не согласилась с иском, указав, что Лапушинский Ю.Н. не имеет права на получение жилищной субсидии в связи с превышением учетной нормы жилья.
Представитель третьего лица – Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал о несогласии с иском по аналогичным основаниям, ввиду обеспеченности истца жилой площадью с учетом всех членов семьи.
Судом постановлено указанное выше решение.
Лапушинским Ю.Н. подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие истца Лапушинского Ю.Н., представителя ответчика – администрации Меленковского района, представителей третьих лиц - администрации МО «ГП г.Меленки» и Департамента архитектуры и строительства администрации области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку по Федеральному закону от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 п.1 ст.2 данного Федерального закона предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
На основании п.1 ст.23.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 49 ЖК РФ определены категории граждан, имеющих право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Исчерпывающие основания для признания граждан нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма предусмотрены ст.51 ЖК РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 данной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статьей 52 ЖК РФ урегулирован порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в силу части 3 которой, принятие на данный учет осуществляется органом местного самоуправления.
Также согласно п.21 Закона Владимирской области от 06.05.2006г. №49-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и п.23 «Методических рекомендаций для субъектов РФ и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма", утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 25.02.2005г. N 18, органы местного самоуправления, осуществляющие принятие на учет, ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Для прохождения перерегистрации гражданин обязан предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении. В случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин обязан предоставить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган местного самоуправления должен осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении с учетом новых предоставленных документов.
Решением Меленковского районного Совета народных депутатов от 30.05.2006г. №68/4 установлена учётная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 и менее кв.м. общей площади на каждого члена семьи (л.д.121).
Судом установлено, что Лапушинский Ю.Н., **** года рождения, является участником Великой Отечественной войны, инвалидом **** группы бессрочно, по общему заболеванию и имеет права и льготы, установленные ст.15 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно свидетельству о государственной регистрации прав от 13.08.2011г. Лапушинский Ю.Н. является собственником **** общей площадью **** кв.м. (л.д.9).
Справками ООО «****» от 14.09.2011г., 29.06.2012г., копиями паспортов и другими материалами дела подтверждено, что по указанному адресу зарегистрированы: истец Лапушинский Ю.Н., его сын А., супруга сына – Т. и внучка истца Е.
26.09.2011г. Лапушинский Ю.Н. обратился к Главе МО г.Меленки с заявлением о постановке его на очередь на получение жилья как ветерана Великой Отечественной войны, представив необходимые документы, в том числе справку о составе семьи, что следует из расписки от 26.09.2011г. (л.д.34, 72).
Решением жилищной комиссии администрации Меленковского района от 20.10.2011г. в соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ Лапушинский Ю.Н., как обеспеченный менее учетной нормы, поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом семьи – 1 чел. Данное решение утверждено постановлением Главы Меленковского района от 28.10.2011г. №1610 «Об утверждении решения жилищной комиссии администрации Меленковского района от 20.10.2011г. «О принятии на учет и снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального
найма (л.д.56, 32).
28.05.2012г. Лапушинский Ю.Н. обратился к Главе района с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или
приобретение жилья, приложив необходимые документы (л.д.31).
В связи с проведенной Департаментом строительства и архитектуры администрации Владимирской области проверкой решением жилищной комиссии от 25.06.2012г., утвержденным постановлением Главы Меленковского района от 26.06.2012г. №2048, которые истцом не обжалуются, приостановлена выплата указанной субсидии и у истца запрошены документы, подтверждающие наличие или отсутствие жилых помещений, принадлежащих членам его семьи на праве собственности (л.д.19, 20, 73-77). Ответчиком сведений о принятии окончательного решения по данному вопросу суду не представлено.
Одновременно судом установлено, что решением жилищной комиссии администрации Меленковского района от 04.07.2012г., утвержденным постановлением Главы Меленковского района от 06.07.2012г. №**** «Об утверждении решения жилищной комиссии администрации Меленковского района от 04.07.2012г. «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма и о снятии с учета», Лапушинский Ю.Н. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, о чем ему администрацией «МО город Меленки» направлено соответствующее уведомление (л.д.120, 119, 18).
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с тем, вывод о законности оспариваемых истцом решений от 04.07.2012г. и 06.07.2012г. в части снятия Лапушинского Ю.Н. с учета нуждающихся по указанному выше основанию сделан судом с нарушением норм процессуального права и неправильным применением материального закона, то есть без учета требований главы 25 ГПК РФ и положений ст.56 ЖК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.56 ЖК РФ решение о снятии гражданина с учет должно содержать основания принятого решения с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Однако, в обжалуемом постановлении Главы Меленковского района от 06.07.2012г. таких сведений не указано. Также ответчиком не представлено доказательств наличия нарушений в представленных истцом документах, несоответствия сведений, послуживших основанием для постановки истца на учет, либо неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Поскольку, как следует из материалов дела, постановление Главы Меленковского района от 28.10.2011г. №1610 о принятии Лапушинского Ю.Н. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не обжаловано, не признано в установленном порядке незаконным и не отменено, с момента постановки истца на данный учет и до снятия с такого учета его жилищные условия, состав семьи не изменились, при признании нуждающимся им были представлены необходимые документы, наличие у Т. и её дочери Е. в собственности жилых помещений и их регистрация по месту жительства в квартире истца имели место до его принятия на учет, то решение жилищной комиссии администрации Меленковского района от 04.07.2012г. об утрате Лапушинским Ю.Н. оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, незаконно и нарушает права истца.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда об отказе истцу в удовлетворении требований подлежит отмене, решение жилищной комиссии от 04.07.2012г. и постановление Главы района от 06.07.2012г. №**** в части снятия истца с очереди на улучшение жилищных условий – признанию незаконными, а истец – восстановлению в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента его первоначальной постановки на учет, то есть с октября 2011г.
Поскольку решение вопроса о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления жилых помещений по договору социального найма относится к компетенции органов местного самоуправления, а суд лишь проверяет законность и обоснованность принятого решения, учитывая, что решение жилищной комиссии от 20.10.2011г. и постановление Главы района от 28.10.2011г. о принятии истца на учет не отменены, а обжалуемые истцом решения о снятии с учета нуждающихся признаны незаконными, то требование Лапушинского Ю.Н. о признании за ним права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана ВОВ не входит в компетенцию суда.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 23.06.2006г. №450 с учетом изменений, внесенных постановлением Губернатора области от 12.02.2010г. №120, а также Порядком обеспечения жильем за счет субвенций из федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий граждан, указанных в Федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О ветеранах», и Порядком предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретения жилого помещения, утвержденными указанными выше постановлениями, на орган местного самоуправления возлагаются полномочия по формированию списков лиц, получателей единовременной денежной выплаты, который формируется из числа граждан, состоящих на учете и письменно изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии, а также единовременной денежной выплаты. При этом для открытия финансирования на муниципальные образования возлагается представление департаменту строительства и архитектуры администрации области протокола заседания жилищной комиссии о рассмотрении заявления гражданина о выделении ему единовременной денежной выплаты и постановления исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по данному вопросу. Субсидия предоставляется органом местного самоуправления путем перечисления средств субсидии на открытый гражданином банковский счет в банке, отобранном департаментом строительства и архитектуры администрации области на конкурсной основе.
Пунктом 2 Порядка, утвержденного данным постановлением, предусмотрено, что функции главного распорядителя средств на предоставление субсидий на приобретение жилья осуществляет департамент строительства и архитектуры администрации области.
В связи с изложенным, учитывая, что выплата субсидии была приостановлена и решение об отказе в её выплате не принято, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных Лапушинским Ю.Н. требований и в силу ст.206, ч.1 ст. 258 ГПК РФ полагает необходимым обязать ответчика рассмотреть вопрос о включении истца в сводный реестр на получение субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Доводы представителей истца в суде апелляционной инстанции о наличии оснований для признания Лапушинского Ю.Н. нуждающимся в обеспечении жильем в связи с наличием хронического тяжелого заболевания и невозможности в связи с этим совместного проживания с ним других членов семьи (п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ) не могут быть приняты во внимание, поскольку истцом при постановке на учет не было представлено медицинское заключение, подтверждающее наличие заболевания, указанного в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378. Данный вопрос жилищной комиссией не рассматривался и решение об отказе в признании истца нуждающимся по указанному основанию не принималось.
В связи с удовлетворением требований истца, разрешая вопрос о взыскании с ответчика в пользу Лапушинского Ю.Н. расходов на оплату услуг представителя в размере ****, руководствуясь положениями ст.100 ГПК РФ, и, оценив представленные в материалах дела квитанции от 29.06.2012г., 09.07.2012г., 20.07.2012г. о расходах истца за подготовку искового заявления (****.) и на представительство его интересов в суде (две квитанции по ****.), учитывая количество судебных заседаний с участием его представителя – адвоката Черябкиной К.А., требования разумности, судебная коллегия полагает данные расходы в размере ****. обоснованными и подлежащими взысканию с администрации Меленковского района в пользу истца в заявленном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330, 100 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Меленковского районного суда Владимирской области от 20 июля 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
иск Лапушинского Ю.Н. к администрации Меленковского района Владимирской области удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии администрации Меленковского района от 04.07.2012г. «Об отказе в постановке на учет для получения жилья на условиях социального найма и о снятии с учета» и постановление Главы Меленковского района от 06.07.2012г. №2139 «Об утверждении решения жилищной комиссии администрации Меленковского района от 4 июля 2012г. «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма и о снятии с учета» незаконными в части снятия Лапушинского Ю.Н. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, восстановив его в списке нуждающихся с даты постановки на учет.
Обязать администрацию Меленковского района рассмотреть вопрос о включении Лапушинского Ю.Н. в сводный реестр на получение субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Взыскать с администрации Меленковского района Владимирской области в пользу Лапушинского Ю.Н. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 12000 (двенадцать тысяч) руб.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
О.И. Емельянова