Определение № 33-2811/2012 от 18.09.2012 г. по апелляционной жалобе администрации Александровского района Владимирской области на решение Александровского городского суда Владимирской области от 05.07.2012 г.



Дело № 33-2811/2012                         Докладчик Емельянова О.И.

                                                                            Судья Правдина Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

судей               Семенова А.В., Емельяновой О.И.

при секретаре            Киселевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 18 сентября 2012 года

дело по апелляционной жалобе     администрации Александровского района Владимирской области на решение Александровского городского суда Владимирской области от 05 июля 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования Александровского городского прокурора, действующего в интересах Зуевой М.А., удовлетворить.

Обязать Администрацию Александровского района Владимирской области обеспечить Зуеву М.А. вне очереди по договору социального найма отдельным благоустроенным жилым помещением общей площадью не менее 33,0кв.м.

Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., выслушав объяснения прокурора Куропаткина А.В., просившего оставить решение без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Александровский городской прокурор обратился с иском в интересах Зуевой М.А. к администрации Александровского района Владимирской области об обеспечении жилым помещением лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной Александровской городской прокуратурой, установлен факт нарушения жилищных прав Зуевой М.А., **** года рождения, являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Ее родители - мать Б. умерла ****, отец -     З. решением Александровского городского суда от ****., лишен родительских прав. На основании постановления главы Александровского района Владимирской области от 02.03.2010г. ****, попечителем Зуевой М.А. назначена М.

С **** по **** Зуева М.А. обучалась в "П". В настоящее время является студенткой "И". Зуева М.А. жилья не имеет, зарегистрирована и проживает по месту жительства своего бывшего попечителя М. по адресу: ****. Постановлением главы Александровского района от 14.04.2010г. ****, Зуева М.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но в нарушение требований действующего законодательства, до настоящего времени жильем не обеспечена.

В судебном заседании помощник Александровского городского прокурора Некрасова Г.О. полностью поддержала заявленные требования и доводы, изложенные в иске.

Истец Зуева М.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и пояснила, что до 2002г. проживала с матерью на ****, после чего отец забрал ее к себе, а мать вскоре умерла. После смерти матери, отец произвел отчуждение принадлежавшего матери жилого помещения. С момента прибытия в **** и до настоящего времени она зарегистрирована и проживает в доме М., являющейся матерью бывшей сожительницы отца. Кроме них в доме проживают дочь и сын М., ее внук. В **** отец был лишен родительских прав, вследствие чего, ее попечителем была назначена М., а ****, осужден к реальному лишению свободы.

Представитель ответчика Администрации Александровского района Владимирской области, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не проинформировал. Представил в суд отзыв, в котором в возражениях относительно исковых требований указал, что администрация Александровского района Владимирской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку законом на нее не возложена обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Приобретение жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся, производится за счет денежных средств поступающих из бюджета Владимирской области.

Представитель третьего лица Управления образования Администрации Александровского района Владимирской области по доверенности Клинцова Г.Ю., полагали исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Департамента образования Администрации Владимирской области, надлежаще уведомленный о времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Администрации МО г.Александров, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и оставив разрешение спора на усмотрение суда.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе исполняющий обязанности главы администрации Александровского района Владимирской области просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в рамках доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, в отсутствие Зуевой М.А., представителей администрации Александровского района, Департамента образования администрации Александровского района, Управления образования администрации Александровского района Владимирской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ) дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с приведенной нормой и частями 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. В этом случае жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Разрешая спор, суд установил, что мать Зуевой М.А., **** года рождения, - Б. умерла **** (копия свидетельства о смерти л.д. 9).

Решением Александровского городского суда Владимирской области от ****, отец Зуевой М.А. - З. лишен родительских прав в отношении дочери (л.д.10-13).

Судом также установлено, что постановлением главы Александровского района от 02.03.2010г. **** над Зуевой М.А. установлено попечительство, попечителем назначена М., с которой Зуева М.А. не состоит в родственных отношениях (л.д.14).

Из изложенного следует, что Зуева М.А. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что дает ей право на предусмотренные законом меры социальной защиты.

По делу также установлено, что с 2002г. и до настоящего времени Зуева М.А. зарегистрирована и проживает в доме     бывшего попечителя - М. по адресу: **** на основании договора найма жилья (л.д.21,28).

Иного жилого помещения, пригодного для проживания, как в собственности, так и на ином законном основании, у Зуевой М.А. не имеется, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 16.03.2010 г. (л.д.22).

Из вышеуказанного постановления главы Александровского района **** от 02.03.2010г. следует, что за Зуевой М.А. не имеется закрепленного жилого помещения.

Постановлением главы района от 14.04.2010 г. **** Зуева М.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что подтверждается соответствующим уведомлением и справкой от 14.04.2010 г. за **** (л.д.26,27).

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Зуевой М.А. права на обеспечение жилым помещением по месту жительства вне очереди не ниже установленных социальных норм.

Во Владимирской области общие принципы, содержание и меры государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Законом от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ), в статье 2 которого предусмотрено, что полномочия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Владимирской области, данные расходы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В пункте 4 статьи 8 этого Закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.

В соответствии с решением Совета народных депутатов округа Александров от 16.08.2005г. №145 «Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях» утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма 15кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - 33кв.м в виде однокомнатной квартиры.

Законом Владимирской области от 28 декабря 2005 г. № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон от 28.12.2005 г. № 201-ОЗ) МО Александровский район на неограниченный срок наделено государственными полномочиями Владимирской области по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, оплате расходов по оформлению договора передачи в собственность жилого помещения, регистрации недвижимости (подпункты 5 и 8 пункта 1 статьи 1, статья 3 упомянутого Закона).

Данным Законом в подпункте 1 пункта 1 статьи 4, подпункте 1 пункта 2 статьи 5 определено, что органы местного самоуправления при осуществлении этих государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Владимирской области, органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления названных полномочий.

Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного фонда компенсаций в виде субвенций (пункт 1 статьи 6 Закона от 28 декабря 2005 г. № 201-ОЗ).

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции (пункт 5 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статьей 19 Закона Владимирской области от 7 мая 2002 г. № 38-ОЗ «О законодательном собрании Владимирской области» и Законом Владимирской области от 24 ноября 2000 г. № 82-ОЗ «О бюджетном процессе во Владимирской области» рассмотрение и утверждение областного бюджета, изменений и дополнений к нему, отчета об его исполнении отнесено к компетенции Законодательного Собрания Владимирской области.

Администрация Владимирской области правом самостоятельно устанавливать бюджетные расходы Владимирской области и размеры субвенций муниципальным образованиям на выполнение переданных им государственных полномочий не наделена. В данном случае она выполняет лишь обязанность по обеспечению передачи через департамент образования органам местного самоуправления предусмотренных бюджетом сумм субвенций (подпункт 2.1 пункта 2 постановления Губернатора Владимирской области от 13 июля 2005 г. № 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» (в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 26 апреля 2010 г. № 497).

Доказательств, что администрация Владимирской области не исполнила эту обязанность в 2011 году надлежащим образом и не исполнит ее в дальнейшем, не имеется.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов и гарантирует право собственности муниципального образования.

В случае возникновения у органа муниципального образования убытков, в результате понесенных затрат, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно статьям 84, 85 БК РФ и статье 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" ответственность по их возмещению полностью возлагается на казну субъекта РФ.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что поскольку в соответствии с приведенными правовыми нормами государственные полномочия, а, следовательно, и обязанности по внеочередному обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в Александровском районе в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, хотя и за счет субвенций из бюджета Владимирской области, возложена на администрацию Александровского района, требования прокурора в части обязания этой администрации обеспечить истца жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные отношения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, всем доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, судом правильно применен материальный закон.

Оснований, предусмотренных ч.ч.2,4 ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 229 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Александровского городского суда Владимирской области от 05 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности главы администрации Александровского района Владимирской области Бурзиева Р.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий           Судакова Р.Е.

Судьи:                                    Семенов А.В., Емельянова О.И.