Определение № 33-2828/2012 от 18.09.2012 г. по апелляционной жалобе Свердлова А.А. на решение Камешковского районного суда Владимирской области от 16.07.2012 г.



Дело № 33- 2828\2012                    Докладчик Емельянова О.И.

                                                                       Судья Абрамов М.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

судей                 Семенова А.В., Емельяновой О.И.

при секретаре             Киселевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 18 сентября 2012 года

дело по апелляционной жалобе Свердлова А.А. на решение Камешковского районного суда Владимирской области от 16 июля 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Свердлова А.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Камешковском районе об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.

Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., выслушав объяснения истца Свердлова А.А., его представителя адвоката Кальченко В.Б., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Камешковском районе Проничеву Т.П., просившую оставить решение без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Свердлов А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Камешковском районе (далее - УПФ РФ), в котором с учетом уточнения требований просил, признать незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включить в специальный стаж государственной противопожарной службы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с **** по **** в должности ****, а также период службы в Вооруженных Силах СССР с **** по **** из расчета один месяц службы за два дня работы. В обоснование исковых требований указал, что период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в специальный стаж на основании приказа МЧС РФ от 28.07.2003 г. № 453 «О совершенствовании условий труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России», а также с учетом того обстоятельства, что данный период засчитывается     работодателем при исчислении процентной надбавки за выслугу лет. Период с **** по **** подтвержден работодателем       путем представления     в УФПФ РФ по Камешковскому району сведений, необходимых для персонифицированного учета. При включении спорных периодов в специальный стаж на дату обращения в УПФ РФ в Камешковском районе продолжительность данного стажа составила 25 лет 5 месяцев 6 дней, с учетом продолжения работы - специальный стаж составляет 26 лет 1 месяц 10 дней, что дает право на досрочную трудовую пенсию.

В судебном заседании истец Свердлов А.А. и его представитель адвокат Кальченко В.Б. исковые требования поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что включение периода службы в Вооруженных Силах СССР по призыву в стаж работы по специальности из расчета один месяц службы за два месяца работы прямо предусмотрено ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Подтвердили, что в период работы с **** по настоящее время на различных должностях в государственной противопожарной службе Свердлов А.А. специального звания не имел.

Представитель ответчика УПФ РФ в Камешковском районе по доверенности Проничева Т.В. пояснила, что период с **** по **** включен в специальный стаж с учетом дополнительно представленных работодателем документов. Относительно периода службы по призыву с **** по **** указала, что данный период включен в страховой стаж истца. Оснований для включения периода службы по призыву в специальный стаж ни в календарном, ни в льготном исчислении не имеется. С учетом       включения в специальный стаж периода с **** по **** и продолжения работы в государственной противопожарной службе, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии стажа не имеется.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Свердлов А.А. просит указанное решение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в рамках доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Разрешая дело, суд установил, что **** Свердлов обратился в УПФ РФ в Камешковском районе Владимирской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с наличием специального стажа работы в ГПС МЧС РФ. Решением комиссии по рассмотрению пенсионных вопросов **** от **** Свердлову А.А. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который на дату обращения за назначением пенсии составил 20 лет 02 месяца 04 дня. Из указанного решения следует, что в специальный стаж не включен период работы в **** с **** по ****, как не подтвержденный сведениями персонифицированного учета, а также период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР.

Суд также установил, что в период с **** по **** истец проходил военную службу по призыву в **** войсках. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимся в материалах дела военным билетом истца серии НС ****, а также объяснениями истца. Указанный период в соответствии с положениями пп.1 п.1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ добровольно засчитан ответчиком в страховой стаж истца.

Суд учел, что период работы истца в **** с **** по **** (1 год 2 месяца 9 дней) добровольно включен ответчиком в специальной стаж работы ввиду предоставления работодателем сведений, подтверждающих льготный стаж, и необходимых для персонифицированного учета.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии, суд первой инстанции исходил из вывода об отсутствии у истца специального стажа в Государственной противопожарной службе МЧС России продолжительностью 25 лет даже с учетом включения в специальный стаж неоспариваемого ответчиком периода работы (1год 2 месяца 9 дней), периода службы по призыву в календарном исчислении (2 года 14 дней), а также продолжения работы в должности **** (8 месяцев 1 день).

При этом суд первой инстанции правильно указал, что норма ст. 78 Закона СССР от 12.10.1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», согласно которой время действительной военной службы засчитывается в стаж работы по специальности при условии поступления на работу не позднее трех месяцев после увольнения в запас по полученной до призыва специальности, основанием для включения в специальный стаж ГПС периода службы по призыву не является, поскольку, как усматривается из трудовой книжки истца, до призыва на военную службу он работал в должности электрика, которая право на досрочную пенсию не предоставляет.

В обоснование довода о включении в специальный стаж периода военной службы по призыву в льготном (двойном) исчислении, истец и его представитель ссылаются на положения п. 3 ст. 10 Закона РФ "О статусе военнослужащих", постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941, согласно которым как указывает истец, военная служба по призыву засчитывается в стаж работы по специальности.

Служба в органах внутренних дел и государственной пожарной службе, является составной частью правоохранительной службы, входит в систему государственной службы РФ, соответственно стаж государственной службы должен определяться в соответствии с Законом РФ 12.02.1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".

Положениями ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 г. "О статусе военнослужащих" установлено, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы; военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий.

В соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются: военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.

Из материалов дела следует, что истец Свердлов А.А. в период с **** по **** проходил военную службу по призыву,     с **** по **** работал на различных должностях противопожарной службы МВД России и МЧС РФ, а именно, ****, **** в указанной части, а также ****.

Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ установлен список граждан, имеющих статус военнослужащих, в который не включены работники Государственной противопожарной службы, не имеющие специальных или воинских званий.

Истец не состоял на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, военнослужащих федеральной противопожарной службы, соответственно на него не распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами гарантии и льготы для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации о зачете срочной военной службы в специальный стаж. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством о труде.

В соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 период военной службы по призыву подлежит включению в выслугу лет при назначении пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу в органах, поименованных в данном нормативном акте, к которым истец не относится.

Предусмотренный     положениями вышеприведенного нормативного акта порядок исчисления выслуги лет не подлежит применению при исчислении специального стажа при назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с нормой пп.18 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Из изложенного следует, что оснований для включения истцу Свердлову А.А. в специальный стаж в связи с работой в ГПС МЧС РФ периода службы по призыву в Вооруженных Силах СССР для назначения трудовой пенсии в порядке пп. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не имеется.

Имеющее в решении суда первой инстанции суждение о включении периода прохождения службы по призыву с **** по ****     в специальный стаж работы истца в ГПС МЧС РФ основано на ошибочном толковании вышеприведенных нормативных актов. Между тем,      указанное суждение на окончательный вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду отсутствия у истца требуемого специального стажа не повлияло, поэтому основанием для отмены судебного акта не является.

Приказ МЧС РФ от 28.07.2003 г. № 453 «О совершенствовании условий оплаты труда работников Государственной пожарной службы МЧС России», а также иные нормативные акты, регулирующие порядок исчисления стажа для предоставления дополнительного отпуска, на которые ссылаются истец и его представитель, пенсионные отношения не регулируют, и применению к спорным правоотношениям не подлежат.

Доводы апелляционной жалобы касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для этого судебная коллегия не усматривает.

Оснований, предусмотренных ч.ч.2,4 ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                  ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Камешковского районного суда Владимирской области от 16 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Свердлова А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий                           Судакова Р.Е.

Судьи:                                                   Семенов А.В., Емельянова О.И.