Дело № 33-2901/2012 Докладчик: Самылов Ю.В.
Судья Макарова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Судаковой Р.Е
и судей Самылова Ю.В., Семенова А.В..,
при секретаре Кузьминых Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 04 октября 2012 года дело по заявлению Фирсова А.А. об оспаривании решений Совета народных депутатов Кольчугинского района
по апелляционной жалобе Фирсова А.А. на решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 25 июля 2012 года, которым постановлено: в удовлетворении заявления Фирсова А.А. о признании незаконными решений Совета народных депутатов Кольчугинского района от **** года № **** и от **** года № **** отказать.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения Фирсова А.А. и его представителей Фасеева И.Ф., Смирнова В.Н, просивших отменить решение суда, представителя заинтересованного лица Совета народных депутатов Кольчугинского района Тихомирова С.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фирсов А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений Совета народных депутатов Кольчугинского района от **** года № **** и от **** года № ****.
В обоснование заявления указал, что избран главой Кольчугинского района решением Совета народных депутатов Кольчугинского района от **** года № ****. Как глава Кольчугинского района **** года на заседании Совета представил отчет о своей деятельности за период работы со дня вступления в должность. Решением от **** года № **** Совет признал работу главы района неудовлетворительной. В указанное решение были внесены изменения решением от **** года № **** В оспариваемых решениях не приведены фактические обстоятельства, послужившие основанием для признания работы заявителя неудовлетворительной. Высказанные депутатами претензии к работе главы района не проверялись и не оценивались. В соответствии с действующим законодательством Совет должен был дать оценку не отчету главы района, а деятельности главы за отчетный период, что свидетельствует о незаконности оспариваемых решений. Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования, данная два раза подряд, может служить основанием для выдвижения инициативы об удалении главы в отставку. Оценка деятельности главы района дана в отсутствие каких-либо объективных критериев такой оценки. Принятые решения дискредитируют заявителя и подрывают его репутацию. При оценке отчета депутаты ставили в вину главе района проблемы, решение которых находится вне его компетенции. Вместе с тем, не было ни одного замечания по поводу неисполнения им его прямых обязанностей. Некоторые депутаты обосновывали неудовлетворительность отчета его неполнотой, однако структура такого отчета ничем не установлена.
В судебном заседании заявитель Фирсов А.А. поддержал поданное заявление по изложенным в нем доводам.
Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Кольчугинского района на основании доверенности Тихомиров С.А. с поданным заявлением не согласился. Пояснил, что критерии оценки деятельности главы района законодательством не установлены. Закреплено лишь право Совета заслушивать отчеты главы и давать им оценку в целях осуществления более действенного контроля за деятельностью главы. Заявитель не указал какие нормы законодательства нарушены. Оспариваемые решения ничьих прав не нарушают.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Фирсов А.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления» при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В соответствии с п. 4 ст. 22, п. 11 ст. 27 Устава Кольчугинского района, принятого решением Совета народных депутатов Кольчугинского района от **** года № ****, в редакции решений Совета народных депутатов Кольчугинского района от **** года № **** и **** года № **** глава Кольчугинского района представляет Совету народных депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом народных депутатов. Совет народных депутатов заслушивает ежегодные отчеты главы Кольчугинского района, главы администрации Кольчугинского района о результатах их деятельности, деятельности администрации Кольчугинского района, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом народных депутатов.
Как установлено, решением Совета народных депутатов Кольчугинского района от **** года № **** признана неудовлетворительной работа главы Кольчугинского района за отчетный период с **** года по **** года.
Согласно протоколу заседания Совета народных депутатов Кольчугинского района № **** от **** года, первым пунктом повестки дня рассмотрен вопрос о ежегодном отчете о деятельности главы Кольчугинского района. Присутствовали **** депутатов. По вопросу оценки деятельности главы Кольчугинского района проголосовали за «неудовлетворительно» - **** депутатов, за «удовлетворительно» - ****, воздержались – ****.
Решением Совета народных депутатов Кольчугинского района от **** года № **** внесены изменения в решение Совета от **** года № ****. В иной редакции изложена преамбула решения. Признана неудовлетворительной работа главы Кольчугинского района за **** год.
Согласно протоколу заседания Совета народных депутатов Кольчугинского района № **** от **** года, пятым пунктом повестки дня рассмотрен вопрос о внесении изменений в решение Совета от **** года № ****. Присутствовали 14 депутатов. За принятие решения проголосовали **** депутатов, против – ****, воздержался – ****.
Согласно ст.ст. 21-22, 55 Устава муниципального образования Кольчугинский район, принятого решение Совета народных депутатов Кольчугинского района от **** года № ****, в редакции решений Совета народных депутатов Кольчугинского района от **** года № **** и **** года № ****, а также ст. 32 Регламента работы Совета народных депутатов Кольчугинского района Владимирской области IV созыва, утвержденного решением Совета народных депутатов Кольчугинского района от **** года № ****, Совет народных депутатов Кольчугинского района состоит из 16 депутатов, решения принимаются большинством голосов. Решения Совета народных депутатов Кольчугинского района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу со дня официального опубликования в средствах массовой информации. Иные решения Совета народных депутатов вступают в силу со дня принятия, если иное не указано в самом решении.
Анализируя указанные правовые нормы, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, и исследованные доказательства суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решения от **** года № **** и от **** года № **** приняты Советом народных депутатов Кольчугинского района в установленном порядке в пределах своей компетенции и не противоречат действующему законодательству, прав заявителя не нарушают, поэтому основания для признания их незаконными отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Принимая оспариваемые решения и давая оценку деятельности главы Кольчугинского района, Совет действовал в пределах своей компетенции. Порядок принятия решений Советом, в том числе, и об оценке деятельности главы муниципального образования по результатам его ежегодного отчета, определен в уставе муниципального образования и в регламенте Совета. При принятии оспариваемых решений на заседаниях присутствовало необходимое количество депутатов, решение было принято путем открытого голосования простым большинством голосов. Права и свободы заявителя как гражданина не нарушены ему не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод и к какой либо ответственности он не привлечен.
Что касается того, соответствует ли содержание оспариваемых решений, требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения, суд правильно исходил из того, что Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ закреплены положения о том, что представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч. 11.1 ст. 35). Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч. ч. 5 и 5.1 ст. 36).
Из названных норм следует, что суд не вправе оценивать деятельность главы муниципального образования и администрации муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал необходимым отказать в удовлетворении поданного заявления в полном объеме.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на установленных обстоятельствах дела и нормах материального права, регулирующих спорные отношения.
Какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены судебного решения, либо влияющие на правильность постановленного судом решения, судом первой инстанции при рассмотрении спора допущены не были.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 25 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фирсова А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Ю.В. Самылов
А.В. Семенов