Апелляционное определение № 33-3057/2012 от 11.10.2012 по апелляционному представлению прокуратуры Юрьев-Польского района



Дело № 33-3057/2012 год      Докладчик Писарева З.В.

Судья Батин А.Л.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Белогуровой Е.Е.

и судей      Бочкарева А.Е., Писаревой З.В.

при секретаре      Бойцовой О.В.

с участием прокурора     Куропаткина А.В.

с участием адвоката     Морозова М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 11 октября 2012года дело по апелляционному представлению прокуратуры Юрьев- Польского района на решение Юрьев- Польского районного суда Владимирской области от 30 июля 2012 года, которым постановлено:

Иск прокурора Юрьев- Польского района удовлетворить частично.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Юрьев- Польская центральная районная больница» в компенсацию морального вреда:

**** рублей в пользу Филимонова П.С.;

**** рублей в пользу Ф..

В остальной части иска отказать.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Юрьев- Польская центральная районная больница» в доход бюджета муниципального образования Юрьев- Польский район государственную пошлину в сумме **** рублей.

Заслушав доклад судьи Писаревой З.В., объяснения прокурора Куропаткина А.В., истца Филимонова П.С., поддержавших доводы апелляционного представления, возражения третьего лица -Федуловой Е.В. и её представителя - адвоката Морозова М.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор в интересах Филимонова П.С. и его малолетнего сына Ф. **** года рождения обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Юрьев- Польская центральная районная больница» (далее ЦРБ) о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 1млн. рублей в пользу Филимонова П.С. и Филимонова И.П.

В обоснование иска прокурор сослался на то, что врач акушер-гинеколог акушерского отделения ЦРБ Федулова Е.В. в период с 11 часов **** года до 22 часов 15 минут **** года, являясь ответственной за оказание квалифицированной медицинской помощи, по собственной неосторожности, выразившейся в форме преступной небрежности допустила дефекты в своей работе при оказании медицинской помощи беременной Ф1 А именно, после госпитализации Ф1 в акушерское отделение ЦРБ **** года Федулова Е.В. при наличии у пациентки тяжелого осложнения беременности - ****- не провела диагностические тесты, не осуществила ведение больной совместно с анестезиологом- реаниматором, не обеспечила лечебно- охранительный режим (перевод в отдельную палату с затемнением окон и отсутствием посторонних раздражителей), адекватную гипотензивную терапию, не поставила в известность о наличии такой больной заведующего отделением, не приняла меры к собранию консилиума врачей с целью решения вопроса об оперативном родоразрешении в течение 2-4 часов, недооценила тяжесть состояния больной и выбрала выжидательную тактику лечения, которая соответствовала установлению неправильного диагноза и привела к несвоевременному родоразрешению. Последнее было начато с большим опозданием- после 23 часов **** года. Данное обстоятельство способствовало ухудшению состояния здоровья Ф1, которая несмотря на предпринятые позднее меры, умерла **** года в **** от ****. Смертью Ф1 её мужу Филимонову П.С. и сыну Ф. причинен моральный вред, подлежащий компенсации ответчиком в полном объеме.

В судебном заседании прокурор Смирнова М.В. и истец Филимонов П.С. иск поддержали по изложенным основаниям.

Представитель ответчика Коноплева С.В. против оснований заявленного иска не возражала, однако полагала завышенным заявленный размер компенсации. Просила учесть, что ЦРБ является бюджетным учреждением, финансируемым из средств бюджета Владимирской области и фондов медицинского страхования. При этом, расходы, связанные с осуществлением лечебной деятельности строго регламентированы по видам деятельности и не предполагают несение иных расходов. Удовлетворение иска в полном объеме дестабилизирует имущественное положение ЦРБ и затруднит оказание необходимой медицинской помощи гражданам.

Третье лицо- Федулова Е.В. и её представитель адвокат Морозова М.А. возражали против иска как в части обращения с ним прокурора, считая, что Филимонов П.С. мог реализовать свое право на обращение в суд самостоятельно, так и против размера компенсации морального вреда, считая его завышенным.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор г. Юрьев- Польского просит решение изменить, увеличив размер компенсации морального вреда, поскольку по делу не в полной мере учтены фактические обстоятельства и неверно применен материальный закон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, письменные возражения ответчика Юрьев- Польской ЦРБ, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Разрешая исковые требования, суд правильно руководствовался статьями 66 и 68 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года, частью 1 статьи 19, частью 2 и 3 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011г. №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьями 151, 1068, 1101 Гражданского кодекса РФ, и исходил из того, что материалами дела подтверждается факт ненадлежащего исполнения своих обязанностей врачом -акушером Федуловой Е.В., повлекшей смерть Ф1, о чем свидетельствует приговор Юрьев- Польского районного суда от 1 марта 2012 года, которым Федулова Е.В. осуждена по ч.2 ст. 109 Уголовного кодекса РФ к лишению свободы условно, что дает право истцу в гражданском порядке требовать компенсации морального вреда.

С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и соответствуют требованиям закона.

Вместе с тем судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционного представления прокурора о несправедливости определенного судом размера компенсации морального вреда.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу положений статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как видно из решения, судом при определении размера компенсации морального вреда в полной мере учтены степень физических и нравственных страданий истцов, обусловленных потерей близкого и родного человека, тем, что брак для Супругов Филимонова П.С. и Ф1 являлся первым, беременность Ф1 первой и желанной. В связи со смертью жены Филимонов П.С. вынужден находиться в отпуске по уходу за ребенком. Наряду с этим, суд учел, что в действиях врача акушера-гинеколога не имелось умысла в причинении смерти Ф1, а также тот факт, что больница является бюджетным учреждением и взыскание с неё значительных денежных средств в счет денежной компенсации морального вреда дестабилизирует лечебную деятельность ЦРБ и затруднит оказание медицинской помощи другим гражданам.

Суд принял во внимание обстоятельства, на которые прокурор ссылается в апелляционном представлении, и с учетом требований разумности и справедливости обоснованно определил подлежащую взысканию с ответчика сумму компенсации морального вреда в **** рублей в пользу каждого истца.

При таких данных оснований для отмены решения суда и увеличения размера компенсации морального вреда до **** рублей судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Юрьев- Польского районного суда Владимирской области от 30 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Юрьев Польского района - без удовлетворения.

Председательствующий       Белогурова Е.Е.

Судьи областного суда:       Писарева З.В.

          Бочкарев А.Е.