Дело №33-3059/2012 Докладчик Судакова Р.Е.
Судья Колупаева С.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
судей Емельяновой О.И. и Сергеевой С.М.
при секретаре Кузьминых Е.Л.
с участием прокурора Шигонцевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 18 октября 2012 года дело по апелляционному представлению Кольчугинского межрайонного прокурора на решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 30 июля 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кольчугинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Кольчугино об обязании в течение месяца с момента вступления судебного решения в законную силу профинансировать МКУ «Управление городским хозяйством» на выполнение работ по обустройству автомобильной дороги от домов №№ **** по ул.**** г.**** твёрдым покрытием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 и обязании МКУ «Управление городским хозяйством» в течение двух месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу обустроить автомобильную дорогу от домов №№**** по ул. **** г. **** твёрдым покрытием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, отказать.
Заслушав доклад судьи Судаковой Р.Е., судебная коллегия
установила:
14 июня 2012 года Кольчугинский межрайонный прокурор обратился в суд с требованием к администрации города Кольчугино и МКУ «Управление городским хозяйством» об обязании в срок до 01.11.2012 привести дорогу в границах муниципального образования город Кольчугино в соответствие с техническим регламентом и другими нормативными документами, относящимися к безопасности дорожного движения, обустроить дорогу в районе домов № **** по ул.**** г.**** твердым покрытием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования, просил обязать администрацию города Кольчугино в течение месяца с момента вступления судебного решения в законную силу профинансировать МКУ «Управление городским хозяйством» на выполнение работ по обустройству автомобильной дороги в районе домов №**** по ул.**** г.**** твердым покрытием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93; обязать МКУ «Управление городским хозяйством» в течение двух месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу обустроить автомобильную дорогу в районе домов №**** по ул.**** г.**** твердым покрытием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
В обоснование заявления указал, что Кольчугинской межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД ОВД по Кольчугинскому району проведена проверка исполнения администрацией г.Кольчугино обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения и дорожной деятельности на участке автомобильной дороги по ул.**** г.**** в районе домов №****. Проверкой установлено, что указанная дорога не соответствует требованиям п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», а именно имеет грунтовое покрытие, просадки, выбоины и неровности, создающие опасность для участников дородного движения.
В соответствии с законом Владимирской области от 08.04.2008 №51-ОЗ автомобильная дорога в районе домов №**** передана в собственность муниципального образования г.Кольчугино. На основании постановления главы администрации города Кольчугино от 31.12.2008 №281 полномочия по содержанию и организации дорожной деятельности в отношении дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района переданы МКУ «Управление городским хозяйством». Целью деятельности МКУ «Управление городским хозяйством» согласно Уставу учреждения является организация содержания и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населённых пунктов города Кольчугино. Несоблюдение ответчиками обязанностей по содержанию муниципального имущества нарушает права граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, может повлечь совершение дорожно-транспортных происшествий с причинением вреда здоровью граждан и их имуществу.
В судебном заседании помощник Кольчугинского межрайонного прокурора Потапков Г.А. поддержал заявленные требования. Пояснил, что при проведении проверки замеры просадок и выбоин на участке дороги в районе домов №**** на ул.**** не производились, интенсивность движения не изучалась. На ул.**** проживают граждане, имеющие автомобили, которые в период осенней и весенней распутицы не могут проехать к своим домам и обустройство дороги твёрдым покрытием обеспечит передвижение по улице жителям указанных домов.
Представитель заинтересованного лица администрации города Кольчугино Кутунцев А.В. требования не признал. Пояснил, что требования ГОСТ Р 50597- 93 распространяется на все эксплуатируемые дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Дорога на ул.**** имеет грунтовое покрытие, не относится к категории дорог с цементобетонным покрытием или с покрытием из битумоминеральных смесей и требования указанного ГОСТ в данном случае не могут быть применены. С начала 2012 года на участке дороги по ул.**** производится строительство новых домов №****, не введены в эксплуатацию дома №****. К указанным домам осуществляется движение большегрузного транспорта для подвоза строительных материалов, в связи, с чем ремонт этого участка дороги в 2012 году нецелесообразен. Доводы прокурора о том, что администрация города не осуществляет контроль над муниципальным имуществом, не соответствуют действительности. На реализацию муниципальной целевой программы по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования на территории г.Кольчугино в 2011 – 2013 годах запланировано **** рублей, предусмотрено выделение денежных средств на текущий ремонт дорожного покрытия в 2012 году в размере **** тыс. рублей, и объём указанного финансирования планируется увеличить.
Кроме того, администрацией города заключены соглашения с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации области о предоставлении в 2012 году субсидий из дорожного фонда области на софинансирование расходных обязательств по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов.
В 2012 году планы ремонта дорог утверждены, средства распределены, МКУ «Управление городским хозяйством» заключены контракты № **** на выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог на территории г.****. В 2008 году на участке дороги в районе домов №**** на ул.**** было уложено щебеночное покрытие, однако оно было частично утрачено из-за ведущегося на улице строительства. В настоящее время этот участок дороги находится в удовлетворительном состоянии. Вопрос о проведении ремонта остального участка дороги по ул.**** должен рассматриваться после введения в эксплуатацию жилых домов, при наличии соответствующего финансирования, с соблюдением требований закона о размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление городским хозяйством» Смирнов Д.В. заявленные требования не признал. Пояснил, что обустройство дороги включает в себя проектирование, подготовку документации, определение объема работ и их финансирование, проведение аукциона на выполнение работ. В 2012 году в объеме выделенных средств заключены контракты на ремонт дорог. Дорога на ул.**** передана МКУ «Управление городским хозяйством» в 2008 году, как дорога с грунтовым покрытием, часть дороги от дома №**** до дома №**** была покрыта щебеночным покрытием, остальная часть дороги остается с грунтовым покрытием. По результатам обследования, ремонт дороги от дома №**** был признан нецелесообразным, так как на ул.**** идет строительство жилых домов, и укладка твердого покрытия дороги приведет к необоснованному расходованию бюджетных средств.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГИБДД ОМВД России по Кольчугинскому району Батяев А.В. требования прокурора поддержал. Пояснил, что требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни и здоровья населения. Жители 50% домов на ул.**** являются владельцами транспортных средств и устройство твердого покрытия обеспечит им подъезд к домам, а также в случае необходимости проезд машины скорой помощи и пожарной машины.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ «Управление архитектуры и строительства г.Кольчугино» Синицын А.В. заявленные требования полагал не подлежащими удовлетворению.
Пояснил, что при проектировании индивидуальной застройки планируется проезд техники по временным дорогам. Благоустройство территории застройки, в том числе подъездных путей, осуществляется после завершения строительства. Дорога на ул. **** – это проезд к объектам индивидуальной застройки с грунтовым покрытием, что соответствует действующим нормативам. Согласно СП 30-102099 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» индивидуальное жилищное строительство – форма обеспечения граждан жилищем путем строительства домом на праве личной собственности, выполняемого при непосредственном участии граждан и за их счет. Разработка составов и разделов проектной документации определена Градостроительным кодексом РФ и к ним относятся: документы территориального планирования, проекты планировки, проекты объектов капитального строительства. Проектирование муниципальных дорог входит в состав документов территориального планирования. Проект планировки на микрорайон, в которую входит ул. **** не разработан.
Кроме, того, на ул. **** не введены в эксплуатацию объекты капитального строительства на земельных участках №****, в реестре строящихся объектов жилые дома №**** не числятся как объекты, на которые были выданы разрешения на строительство с 2000 по 2012 годы. В 2012 году проводился ремонт дорог и дворовых проездов г.Кольчугино, в том числе улиц города, на которых расположены объекты социально-культурного, бытового значения и жизнедеятельности, в пределах финансирования. Внеплановое расходование бюджетных средств на выполнение работ по устройству твердого покрытия дороги на ул. **** нецелесообразно.
30 июля 2012 года судом постановлено указанное выше решение.
28 августа 2012 года в суд поступило апелляционное представление Кольчугинского межрайонного прокурора, в котором содержится просьба вынесенное решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Шигонцевой В.А., полагавшего, что решение подлежит отмене, заслушав возражения представителя заинтересованного лица МКУ «Управление городским хозяйством» Кутунцева А.В., обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст.330 ГПК РФ.
Таких оснований судебной коллегией при рассмотрении данного дела не установлено.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с положениями гл. 25 ГПК РФ во взаимосвязи с п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав и свобод неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, были нарушены права и свободы неопределенного круга лиц или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
Согласно положениям п. 3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п.5 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.
В силу статьи 7 Устава МО г. Кольчугино Кольчугинского района, утвержденного решением СНД г. Кольчугино от 23 декабря 2010 года № 169/18, к вопросам местного значения города Кольчугино относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявленные прокурором требования о приведении автомобильной дороги в соответствие с установленными стандартами и требованиями по существу сводятся к оспариванию надлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей по рассмотрению вопросов, отнесенных к его полномочиям.
Таким образом, предметом судебного рассмотрения по данному делу является установление надлежащего либо ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, предусмотренных приведенными выше норами, а в случае установления бездействия либо несоответствия действий требованиям действующего законодательства, суду необходимо решить вопрос о возложении обязанности по восстановлению нарушенного права.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены ГОСТ P 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» (далее ГОСТ).
В пункте 3.1.1 ГОСТ определено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 3.1.2 ГОСТ установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и повреждений.
Судом установлено, что Кольчугинской межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД ОВД по Кольчугинскому району была проведена проверка исполнения администрацией г.Кольчугино обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения и дорожной деятельности на участке автомобильной дороги по ул.**** г.**** в районе домов №****, оформленная актом от **** года, в ходе которой выявлены нарушения требований ГОСТа.
Проверкой установлено, что данный участок дороги не имеет твердого покрытия, имеются просадки, выбоины и неровности, превышающие установленные предельные размеры. При этом выводы о несоответствии дороги установленным требованиям сделаны на основании визуального осмотра дороги, замеры повреждений не проводились, интенсивность и скорость движения автотранспорта не устанавливалась.
Согласно ст.5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно положениям п. 3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Судом установлено, что автомобильная дорога от дома №**** до дома №**** по ул.**** в 2008 году передана в собственность муниципального образования г.**** и утверждена в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Согласно п.5 ст.7 Устава муниципального образования г.Кольчугино Кольчугинского района к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением главы администрации города Кольчугино от 31.12.2008 №281 функции по исполнению указанных полномочий переданы МКУ «Управление городским хозяйством».
Согласно п.2.2.1 Устава МКУ «Управление городским хозяйством», учреждение осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, в границах муниципального образования г. Кольчугино, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 Устава МКУ «Управление городским хозяйством» финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования г. Кольчугино на основании бюджетной сметы.
Принимая во внимание, что согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также прямого указания в Федеральном законе №257-ФЗ что содержание автомобильных дорог местного значения в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения, судебная коллегия полагает верными выводы суда о том, что администрация г.Кольчугино предпринимает необходимые мероприятия по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Постановлением главы администрации города Кольчугино от 26.10.2010 №376, с учетом внесенных постановлением главы администрации города Кольчугино от 17.02.2012 №44 изменений, утверждена муниципальная целевая программа «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования на территории муниципального образования город Кольчугино в 2011-2013 годах».
Муниципальной целевой программой определены объекты ремонта автомобильных дорог, объемы работ, а также источники и объемы их финансирования на каждый год реализации программы.
Доказательств бездействия администрации города Кольчугино в решении вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также несоблюдения требований по осуществлению муниципального контроля за муниципальным имуществом, прокурором не представлено. Также не представлено доказательств несоблюдения МКУ «Управление городским хозяйством» обязанностей по содержанию муниципального имущества.
Кроме того, заявляя требование о возложении обязанности на администрацию города Кольчугино, в течение месяца с момента вступления решения суда в силу, профинансировать ремонт дороги, заявитель не учел, что в соответствии с положениями ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 16 октября 2012 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемым в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что действие целевой программы является долгосрочным и в соответствии с ее положениями объемы финансирования мероприятий могут уточняться при формировании бюджета города Кольчугино на очередной финансовый год, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных требований.
Доводы апелляционного представления аналогичны доводам заявителя в суде первой инстанции, были предметом исследования и не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, по существу сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи, с чем не могут повлечь отмену решения. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционное представление не может быть удовлетворено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционного представления Кольчугинского межрайонного прокурора на решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 30 июля 2012 года судебная коллегия не усматривает, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 30 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление Кольчугинского межрайонного прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: О.И. Емельянова,
С.М. Сергеева