Определение № 33-3188/2012 от 23.10.2012 г. по апелляционной жалобе администрации Александровского районна Владимирской области на решение Александровского городского суда Владимирской области от 02.08.2012 г.



Дело № 33-3188/2012 г. Докладчик Огудина Л.В.

Судья Багрова С.Б.

АППЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.,

судей Огудиной Л.В. и Емельяновой О.И.,

при секретаре Киселевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 23 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации Александровского района Владимирской области на решение Александровского городского суда Владимирской области от 2 августа 2012 года, которым постановлено:

иск Александровского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Александровского района Владимирской области предоставить вне очереди Копненковой С.М. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 26 кв.м. в границах Александровского района Владимирской области.

Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителя прокуратуры Куропаткина А.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Александровский городской прокурор обратился в суд в интересах Копненковой С.М. с иском, с учетом последующего уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации Александровского района о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 26 кв.м.

В обоснование иска указал, что Копненкова С.М. является лицом из числа детей-сирот, ее мать Ш. умерла в 2004г., отец К. умер в 2005г. Семья проживала в квартире без удобств по адресу: **** (после уточнения адреса – ****). После смерти родителей опекунами Копненковой С.М. назначались С., впоследствии - А., у которой с 2008г. по настоящее время проживает истец. Постановлением главы Андреевского сельского поселения Александровского района от 27.12.2010г. **** Копненкова С.М. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Постановлением главы сельского поселения от 31.01.2012г. жилое помещение, закрепленное за Копненковой С.М., признано непригодным для проживания, подлежащим капитальному ремонту. В нарушение требований действующего законодательства Копненкова С.М. до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник Александровского городского прокурора Темнова С.В. поддержала исковые требования с учетом уточнения, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске.

Истец Копненкова С.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика - администрации Александровского района – Петрова И.Г. иск не признала. Пояснила, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159, а также ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 №226-03 жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения. Постановлением главы администрации округа Александров от 2005г. за Копненковой С.М. закреплено жилое помещение в ****, в котором необходимо проведение капитального ремонта, что не является основанием для внеочередного предоставления истцу жилого помещения. Считала, что соответствии с вышеприведенными нормами при предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди имеет значение именно факт отсутствия у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения, а не его техническое состояние. Также первоочередное предоставление истцу жилого помещения нарушает права иных лиц, отнесенных к данной категории.

Представитель Управления образования администрации Александровского района, привлеченного судом в качестве третьего лица, Савина Н.И. поддержала иск в полном объёме, пояснив, что Копненкова С.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель третьего лица - администрации Андреевского сельского поселения Александровского района Костюченко Е.А. не возражала против удовлетворения иска, сообщив, что закрепленное за сестрами Копненковыми и их братом, заключением межведомственной комиссии признано непригодным

для проживания и требует капитального ремонта.

Представитель третьего лица - Департамента образования администрации Владимирской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела

надлежащим образом, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его

отсутствие.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Александровского района просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие истца Копненковой С.М., представителя ответчика и представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии с п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.

Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.

Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

Решением Совета народных депутатов округа Александров от 18.07.2012 №218 внесены изменения в Решение Совета народных депутатов от 16.08.2005г. №145 и норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена для одиноких граждан не менее 26 кв.м. общей площади в виде однокомнатной квартиры.

Как установлено судом, Копненкова С.М., **** года рождения, является лицом, из числа детей-сирот (мать - Ш. умерла ****, отец К. умер ****). Постановлением главы администрации округа Александров от 01.07.2005г. **** опекуном Копненковой С.М. назначался С., а затем постановлением главы Александровского района от 21.12.2006г. **** была назначена А.

Постановлением главы округа от 01.07.2005г. за Копненковой С.М. сохранено жилое помещение по адресу: ****, в котором она зарегистрирована в муниципальной ****.

Из акта обследования жилищных условий Копненковой С.М. от 08.12.2010г. составом межведомственной комиссии сельского поселения следует, что **** находится в аварийном состоянии; проживать в доме невозможно, ремонт квартиры нецелесообразен; в данной квартире никто не

проживает.

В связи с этим, в соответствии с постановлением главы Андреевского

сельского поселения Александровского района от 27.12.2010г. **** Копненкова С.М. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо из числа детей-сирот, под номером 74. При этом, указанное постановление никем не оспорено и не отменено, доказательств снятия Копненковой С.М. с учета суду не было представлено.

Согласно акту обследования вышеуказанной квартиры от 30.01.2012г. ****, проведенного межведомственной комиссией, здание, в котором расположена квартира истца, 1985 года постройки, процент износа составляет 26%; стены кирпичные, крыша стропильная. Жилое помещение **** находится в неудовлетворительном состоянии: фундамент, крыша, потолочное перекрытие и пол частично разрушены, печь развалилась, оконные и дверные блоки разбиты, стекла в рамах отсутствуют, электропроводка в аварийном состоянии, деревянные элементы несущих конструкций имеют грибковый налет.

Заключением межведомственной комиссии от 30.01.2012г. **** указанное жилое помещение признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению; сделан вывод о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик данного жилого помещения в пригодное для проживания состояние.

Постановлением главы Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области от 31.01.2012г. **** указанное жилое помещение признано непригодным для проживания несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а также признано необходимо возможным проведение капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения по адресу **** (после уточнения адреса ****).

Однако до настоящего времени жилое помещение не приведено в пригодное для проживания состояние.

    Жилищный кодекс РФ расширил перечень оснований признания лиц из числа детей-сирот, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями ч.1 ст.51, ч.1 и п.п.1,3 ч.2 ст.57 ЖК РФ положение п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях как на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу ЖК РФ, так и на основании пунктов 2-4 ч.1 ст.51 ЖК РФ.

Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009г. № 376-О-П

указал, что предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49 и ч.1

ст.52 ЖК РФ).

    В соответствии с ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что наличие у Копненковой С.М. закрепленного жилого помещения по указанному выше адресу не является свидетельством её обеспеченности жилым помещением, поскольку оно не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, проживание в нем невозможно и было бы не безопасно для жизни и здоровья истца.

Кроме того, судом обоснованно учтено, что Копненкова С.М. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, в связи с непригодностью жилого помещения для проживания, то есть за ней признано право на получение жилья как лица льготной категории.

При таких обстоятельствах, поскольку истец включена в указанный список лиц и поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной категории, принимая во внимание, что закрепленное за Копненковой С.М. жилое помещение признано непригодным для проживания, истец не имеет другого жилья, учитывая, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, проживающим на территории субъекта РФ должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений, с учетом права истца на получение жилого помещения вне очереди по месту проживания, которое у неё возникло в силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ и является безусловным, суд первой инстанции сделал правильный вывод о возложении обязанности на администрацию Александровского района Владимирской области по предоставлению Копненковой С.М. вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 26 кв.м.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Судом верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы о безосновательности возложения на ответчика исполнения данной обязанности без учета специальных норм, устанавливающих условия исполнения указанной обязанности, не являются основанием для отмены правильного по существу решения с учетом вышеизложенного и нижеследующего.

Так, в соответствии с п.8 ч.1 ст.1 Закона Владимирской области от 28.12.2005г. №201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 13.07.2005г. №398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения» органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано предоставлять жилую площадь указанной категории лиц за счет средств областного бюджета в Порядке, утвержденном вышеназванным постановлением, а также направлять собственные доходы местных бюджетов на строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дополнительно использовать собственные финансовые средства по исполнению мер социальной поддержки данной категории лиц (п.1).

На основании п.1 ч.2 ст. 5 Областного закона №201-ОЗ органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного фонда компенсаций в виде субвенций (ст.6 Закона).

То есть, предоставление жилого помещения лицам, относящимся к указанной категории, является обязанностью муниципального образования, что не противоречит положениям перечисленных выше норм действующего законодательства и относится к расходным обязательствам субъекта РФ.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции РФ предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов и гарантирует право собственности муниципального образования.

В случае возникновения у органа муниципального образования убытков, в результате понесенных затрат, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст.ст. 84, 85 БК РФ ответственность по их возмещению полностью возлагается на казну субъекта РФ

Учитывая изложенное, поскольку названным выше Законом Владимирской области №201-03 органы местного самоуправления Александровского района наделены отдельными государственными полномочиями во Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки указанной категории лиц, законодательством урегулирован порядок обеспечения жилыми помещениями данной категории лиц, Департамент образования администрации области привлечен по делу в качестве третьего лица, выводы суда об удовлетворении иска являются обоснованными.

Ссылка представителя ответчика в апелляционной жалобе о нарушении прав иных лиц, отнесенных к данной категории, первоочередным предоставлением жилого помещения Копненковой С.М., несостоятельна, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится и истец, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, так как внеочередное предоставление жилья свидетельствует о том, что жилье должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения вне очереди, а не по списку внеочередников или какой-либо иной очереди.

Таким образом, решение суда от 02.08.2012г. является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Александровского городского суда Владимирской области от 2 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Александровского района Владимирской области – без удовлетворения.

Председательствующий                         Р.Е. Судакова

Судьи:                      Л.В. Огудина,

О.И. Емельянова