Дело №33-2960/2012 Докладчик Огудина Л.В.
Судья Изохова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Огудиной Л.В. и Самылова Ю.В.,
при секретаре Кузьминых Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 18 октября 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции России на решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 10 июля 2012 года, которым постановлено (с учетом устранения описки определением суда от 09 августа 2012 года):
Исковые требования Жукова Ю.И. удовлетворить.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России (ФСИН России) выдать Жукову Ю.И. государственный жилищный сертификат.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации в пользу Жукова Ю.И. в возврат госпошлины в размере ****, расходы за оформление нотариальной доверенности ****.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия
установила:
Жуков Ю.И. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (ФСИН России) и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области (УФСИН по Владимирской области) о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, взыскании судебных расходов.
В обоснование иска указал, что проходил службу в ****. Согласно протоколу жилищной комиссии **** был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет за **** от 06.03.2001г. 27.05.2009г. им было подано заявление о включении в состав участников федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и, он включен в сводный список на получение государственного жилищного сертификата (ГЖС) в 2010г. Решением жилищной комиссии **** от 17.12.2009г. была изменена дата его принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 06.03.2001г. на 17.11.2004г. В
связи с этим он не был включен в сводный список на получение ГЖС. 05.04.2010г. он вновь подал рапорт о добровольном участии в указанной Программе в 2011г., но никаких мер УФСИН России по Владимирской области принято не было. 10.03.2011г. он подал рапорт на участие в данной Программе в 2012г., но дальнейших мер принято не было. Приказом начальника Управления от 19.12.2011г. он был уволен из органов уголовно-исполнительной системы по ограниченному состоянию здоровья. Последняя занимаемая им должность **** финансировалась за счет средств федерального бюджета. Его выслуга лет при увольнении составила более 10 лет. Из информации УФСИН России по Владимирской области от 27.02.2012г. ему стало известно, что 25.08.2010г. он состоял в сводном списке на получение ГЖС под №13, а 27.07.2011г. уже под №18 – в хронологической последовательности с момента постановки на учет нуждающегося в жилье. Считал свои права нарушенными, так как в течение трех лет из-за бездействия должностных лиц не мог воспользоваться своим правом на получение ГЖС, проживал в жилом помещении по договору коммерческого найма, другого жилого помещения не имеет, предоставил обязательство об освобождении и сдаче койко-места в общежитии.
В судебном заседании истец Жуков Ю.И. и его представитель Рыбкин Д.В. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков – ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области Подгорнова Е.Н. иск не признала. Пояснила, что Жуков Ю.И. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 17.11.2004г., на основании его заявлений был включен в сводные списки на получение ГЖС в 2010-2012г.г. в соответствии с хронологической последовательностью - с даты постановки на учет нуждающихся. Поскольку истец является участником Программы на 2012г., то его права не нарушены, ему не было отказано в выдаче ГЖС. Также лимиты бюджетных обязательств по выпуску и распределению сертификатов утверждаются Правительством РФ, приказ о выпуске ГЖС издает Министерство регионального развития, а ФСИН России осуществляет распределение сертификатов в пределах лимитов бюджетных обязательств между территориальными органами УИС и иными органами.
Судом постановлено указанное выше решение.
Представителем ответчика ФСИН России подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчиков Подгорновой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу истца Жукова Ю.И. и его представителя Рыбкина Д.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке предусмотрены ст.330 ГПК РФ. Таких оснований судебной коллегией не установлено.
Судом установлено, что Жуков Ю.И. проходил службу в уголовно-исполнительной системе и уволен с должности **** по ст.58 п. «3» (по ограниченному состоянию здоровья) с 19.12.2011г. (приказ от 19.12.2011г. ****-лс). Выслуга лет по состоянию на 19.12.2011г. составляет: в календарном исчислении 18 лет 08 месяцев 21 день, в льготном исчислении: 22 года 03 месяца 08 дней (л.д.10).
Решением жилищной комиссии от 14.12.2004г. (протокол ****) Жуков Ю.И. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в **** и поставлен на учет за **** от 06.03.2001г.
Согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии **** от 17.12.2009г. **** была изменена дата признания Жукова Ю.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий с 06.03.2001г. на 17.11.2004г.
При увольнении Жукову Ю.И. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, ГЖС не выделялся.
Указом Президента РФ от 28.06.1999г. № 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов службы и учреждений» установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем сотрудников увольняемых и уволенных со службы из указанных органов, службы, учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Правительством РФ издано Постановление от 17.09.2001г. №675, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в которую включена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты».
В настоящее время действует жилищная программа, введенная в действие Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 годы».
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 были утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы».
В соответствии с п. 2 данных Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной
субсидии) для приобретения жилого помещения.
Согласно подпункта «а» п.5 Правил право на получение социальной выплаты,
удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижению ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В силу п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1.
Из п. 24, п.26 Правил следует, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. При этом, списки и сводный список формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктами 16-20 Инструкции, утвержденной приказом ФСИН России от 4.06.2007г. №287 и действующей на момент возникновения спорных правоотношений (утратила силу 16.05.2012г.), сводные списки граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме на планируемый год, до 10 сентября, предшествующего планируемому году, направляются территориальным органом УФСН в ФСИН России. ФСИН России на основании представленных сводных списков направляет до 1 октября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы (Министерство регионального развития РФ) сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год. На основании утвержденного Правительством РФ графика выпуска и распределения сертификатов, выделенных на реализацию подпрограммы на планируемый год для УИС, ФСИН России в соответствии с представленными сводными списками и в пределах лимитов бюджетных средств готовит предложения по их распределению среди территориальных органов и представляет на утверждение директору ФСИН России.
Таким образом, на УФСИН по Владимирской области законодательством возложена обязанность по формированию списков получателей ГЖС и комплектованию учетных дел получателей ГЖС на основании заявлений об их выдаче. ФСИН России на основании представленных сводных списков и учетных дел граждан - получателей жилищных сертификатов организует работу по их рассмотрению, рассчитывает размер субсидий в соответствии с правилами подпрограммы, оформляет бланки жилищных сертификатов и осуществляет их выдачу представителям территориальных органов, образовательных учреждений УИС.
Судом установлено, что Жуков Ю.И. в течение трех лет - 27.05.2009г., 05.04.2010г., 10.03.2011г. (ежегодно) обращался по месту службы с заявлениями об участии в указанных Программах в 2010г., 2011г. и 2012г. с целью получения государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Владимирской области. Начальником УФСИН России по Владимирской области ежегодно утверждались сводные списки граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», в которые Жуков Ю.И. был включен под **** - на 2010г., **** - на 2011г., **** -на 2012г.
Данные сводные списки сформированы в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, что соответствует требованиям названной выше Инструкции и Правилам.
При этом установлено, что государственный жилищный сертификат не был выдан истцу в силу объективных причин – недостаточности выделенных сертификатов.
Разрешая требования Жукова Ю.И., суд пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении, учитывая, что истец не снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, включен в сводный список на получение ГЖС в 2012 году и имеет право на его получение, что не оспаривалось ответчиками.
Кроме того, согласно п.7 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы» (в редакции от 12.07.2011г.) в первую очередь социальные выплаты предоставляются членам семей погибших (умерших) в период прохождения службы или после увольнения сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Однако ранее действовавшие нормы указанных Правил (в редакции от 21.03.2006г. и от 10.04.2008г.), то есть на момент возникновения правоотношений сторон, предусматривали предоставление субсидий из числа граждан – участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а»-«д» и «ж» п.5 Правил - в первую очередь признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ.
В силу п.8 Правил (утратил сил 12.07.2011г.) применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Материалами дела подтверждается отсутствие у Жукова Ю.И. жилого помещения для постоянного проживания, он занимал жилое помещение на условиях коммерческого найма, а также ему было предоставлено койко-место в специализированном жилом фонде, которое им освобождено в соответствии с данным им обязательством для участия в указанной выше подпрограмме, истец уволен с должности по ограниченному состоянию здоровья без предоставления жилья.
Таким образом, несмотря на указание истца в сводных списках участников подпрограммы в хронологической последовательности (с даты постановки на первичный учет нуждающихся в жилом помещении), Жуков Ю.И. имел право на первоочередное получение ГЖС, что не было учтено ответчиками при формировании списков и распределении сертификатов в 2010-2011г.г.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии условий для внеочередного представления ГЖС истцу несостоятельны, поскольку резолютивная часть решения суда не содержит ссылки на внеочередное выделение Жукову Ю.И. государственного жилищного сертификата.
Обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки представленных доказательств, изложенные в решении выводы, соответствуют обстоятельствам дела, нарушений процессуальных норм и неправильного применения норм материального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, каких-либо иных доводов, влекущих отмену по существу правильного решения, жалоба не содержит. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Взыскание с ответчика судебных расходов в сумме ****. за оформление доверенности на представителя произведено судом верно, в соответствии с требованиями ст.ст.94, 98,100 ГПК РФ.
Вместе с тем, разрешая вопрос о взыскании понесенных истцом судебных расходах в сумме 200 руб., суд первой инстанции в нарушение подпункта 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ взыскал их с федерального органа исполнительной власти, подлежащего освобождению от уплаты государственной пошлины в силу закона.
В связи с этим, решение суда в этой части подлежит изменению, а возвращение Жукову Ю.И. уплаченной государственной пошлины в размере ****. надлежит произвести за счет средств местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда г.Владимира от 10 июля 2012 года изменить в части взыскания государственной пошлины с Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России: возвратить Жукову Ю.И. уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере ****. из местного бюджета.
В остальной части решение Октябрьского районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
Ю.В. Самылов