№ 4а - 289/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Владимир 25 октября 2011 года Заместитель председателя Владимирского областного суда Кириллов В.С., рассмотрев протест заместителя прокурора Владимирской области на постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Собинки и Собинского района Владимирской области от 8 июля 2011 года и решение судьи Собинского городского суда Владимирской области от 16 августа 2011 года, вынесенные в отношении Баранова А.А. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил: постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Собинки и Собинского района Владимирской области от 8 июля 2011 года Баранов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере **** рублей. Решением судьи Собинского городского суда Владимирской области от 16 августа 2011 года указанное постановление оставлено без изменения. В протесте заместителя прокурора Владимирской области ставится вопрос об отмене судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы протеста, нахожу постановление мирового судьи и решение судьи Собинского городского суда Владимирской области подлежащими отмене по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 07.02.2011 № 4-ФЗ) административным правонарушением признается неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей. В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административном правонарушении при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо прочих, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, либо в воспрепятствовании исполнению ими служебных обязанностей. При этом распоряжение или требование сотрудника полиции должны быть законными и предъявлены при исполнении служебных обязанностей. Из протокола об административном правонарушении от **** следует, что **** в **** часов **** минут Баранов А.А. не выполнил законное требование сотрудников милиции сдать водительское удостоверение и выйти из автомобиля, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушение Барановым А.А. п. 2.1.1 Правил дорожного движения, выразившееся в отказе по требованию сотрудников милиции предъявить водительское удостоверение для проверки, мировой судья признал достаточным основанием для вывода о наличии в его действиях состава указанного административного правонарушения. Однако данный вывод нельзя признать правильным, соответствующим нормам административного законодательства. Возлагая на полицию обязанности, в том числе, по пресечению административных правонарушений и осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством к подведомственности полиции (п.11 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»), в качестве одного из принципов законодатель закрепил принцип законности, согласно которому полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом; применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом (п.п. 1, 5 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ). В материалах дела отсутствуют доказательства, которые также не были добыты и при рассмотрении дела об административном правонарушении, свидетельствующие о наличии у сотрудников милиции законных оснований для предъявления требования о сдаче водительского удостоверения и последующего его изъятия. Как усматривается из материалов дела, в том числе, письменных объяснений инспекторов РЭО ОГИБДД ОВД по Собинскому району Д. и К., поводом для проверки документов и изъятия водительского удостоверения послужила информация о незаконности получения Барановым А.Ю. медицинской справки, впоследствии предъявленной им в органы ГИБДД для обмена водительского удостоверения. В соответствии с абз.3 ст.28 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением. В свою очередь, замена водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999г. №1396 (пункты 38-43). В соответствии с п.41 вышеуказанных Правил в случае проведения соответствующих проверок (при представлении документов, вызывающих сомнение в их подлинности, при наличии оснований полагать, что водитель лишен права управления транспортными средствами, и других) заявителю может выдаваться на срок до 2 месяцев временное разрешение на право управления транспортными средствами соответствующих категорий. При этом данные вопросы подлежат разрешению на стадии принятия решения о замене удостоверения. Изъятие водительского удостоверения, выданного лицу в установленном законом порядке, в силу ч.3 ст.27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, может быть осуществлено лишь при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида. Однако из материалов дела не следует, что требование о предъявлении для проверки водительского удостоверения и последующее его изъятие было заявлено сотрудниками милиции в связи с совершением Барановым А.А. какого-либо из административных правонарушений, влекущих в качестве наказания лишение права управления транспортными средствами. Равным образом не подтверждается и факт нахождения сотрудников милиции, предъявивших данное требование, при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Согласно приложенным к протесту заместителя прокурора Владимирской области должностным инструкциям в обязанности государственных инспекторов Демидова А.Ю. и Капуш Р.М. не входит контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения. В постовую ведомость расстановки нарядов дорожно-патрульной службы РЭО ОГИБДД ОМВД России по Собинскому району на **** указанные должностные лица включены не были. Таким образом, предъявленные Баранову А.А. требования, невыполнение которых повлекло за собой привлечение к административной ответственности по ч.1 ст.19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не отвечают критерию законности. Однако вышеперечисленные обстоятельства, имеющие значение для правильной юридической квалификации действий Баранова А.А., не были установлены мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении в нарушение ст. 26.1 Кодекса РФ об административном правонарушении, а также не получили должной правовой оценки и судьи Собинского городского суда Владимирской области при рассмотрении жалобы на постановление. Помимо нарушений норм материального права при привлечении лица к административной ответственности были нарушены предусмотренные ст.28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сроки составления протокола об административном правонарушении (правонарушение выявлено ****, протокол составлен ****). С учетом изложенного постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Собинки и Собинского района Владимирской области от 8 июля 2011 года и решение судьи Собинского городского суда Владимирской области от 16 августа 2011 года, вынесенные в отношении Баранова А.А. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене. Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях Баранова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил: протест заместителя прокурора Владимирской области удовлетворить. постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Собинки и Собинского района Владимирской области от 8 июля 2011 года и решение судьи Собинского городского суда Владимирской области от 16 августа 2011 года, вынесенные в отношении Баранова Александра А.А. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заместитель председателя суда В.С. Кириллов