судья Жемчужникова И.В. дело № 33 -946
строка № 54
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е17 февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам
Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Федорова В.А.
судей: Жуковой Н.А. и Иванцовой Г.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федорова В.А.
дело по иску Щербаковой А.И. к Военному комиссариату Воронежской области о возложении обязанности производить увеличение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном п. «г» ст.45 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1, о взыскании недополученной суммы пенсии за период с 01.03.1993г. по 01.07.2009г. с учетом индексации
по кассационной жалобе Военного комиссариата Воронежской области
на решение Центрального районного суда г.Воронежа от 21.07.2010г.
У С Т А Н О В И Л А:
Щербакова А.И. является получателем пенсии по случаю потери кормильца - мужа, Щербакова Л.П.участника ВОВ, умершего 23.09.1979г.
Щербакова А.И. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Воронежской области, просит взыскать недополученную сумму пенсии с индексацией за период с 01.03.1993г. по 01.07.2009г. в размере 160 688,64 руб., возложении обязанности производить расчет пенсии с 01.07.2009г. в порядке, предусмотренном пунктом «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 с последующим изменением в установленном законом порядке указывая, что имеет право на такое повышение.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 21.07.2010г. исковые требования удовлетворены частично.
В кассационной жалобе Военный комиссариат Воронежской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным по основаниям, указанным в жалобе.
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
При разрешении возникшего спора суд руководствовался нормами Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии со п. «г» ст. 45 вышеуказанного Закона, (в редакции, действующей до 01.01.1996 года) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством Российской Федерации, без повышения его за трудовой стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, определяемые исходя из установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, а также предельный размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии полностью, который определяется исходя из установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда, повышаются при увеличении в установленном порядке минимального размера пенсии по старости или минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом №173-ФЗ от 17.12.2001г. (в ред. от 22.07.2008г.) был определен минимальный размер пенсии по старости, зафиксированный на уровне 1794 руб., и предусмотрено предписание индексировать эту сумму в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Вопреки доводам заявителя, до принятия Федерального закона от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ, согласно которому минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, стали определяться исходя из расчетного размера пенсии, установленного в размере базовой части трудовой пенсии по старости, исчисление минимального размера пенсии по старости в целях пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, в размере базовой части трудовой пенсии по старости не предусматривалось (с учетом разъяснений данных в определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2008 г. N 420-О-О).
В силу ст. 58 Закона РФ № 4468-1, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствий со ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом, а, в соответствии, со ст. 35 Конституции РФ, право на пенсию может быть ограничено только федеральным законом.
В соответствии с п. 9 ст.2 Федерального Закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как указано в п.5 ст. 3 указанного закона никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав - военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12.02.1993 года №4468-1 пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, повышаются участникам Великой Отечественной войны на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Удовлетворяя исковые требования в части возложения обязанности на Военный комиссариат Воронежской области производить увеличение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12. 02. 1993 года №4468-1 суд пришел к правильному выводу, что Щербакова А.И. в силу закона имеет право на получение спорной выплаты.
Руководствуясь ст.ст. 45,46 названного Закона, суд правомерно взыскал недополученную сумму пенсии. Произведенный судом расчет ответчиком не оспаривается, судебная коллегия находит его правильным.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что право на повышение размера пенсии истица не имеет, поскольку такая категория граждан, как нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего, получающие пенсию по случаю потери кормильца, статьей 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12.02.1993 года (в редакции Федерального закона от 21. 07. 1998 года №117-ФЗ) не предусмотрена, - не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права.
Поскольку вследствие инфляции, не выплаченные истице в установленный срок денежные суммы, значительно утратили свою покупательную способность, исковые требования удовлетворены с учетом индексов роста потребительских цен по Воронежской области.
Судебная коллегия находит выводы суда по существу правильными, так как они соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона, которые в решении суда приведены.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем удовлетворить их не представляется возможным.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г.Воронежа от 21.07.2010г. оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи коллегии