В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-940
Строка № 24
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Федорова В.А.,
судей Иванцовой Г.В. и Сухова Ю.П.,
при секретаре Бизяевой О.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федорова В.А.
дело по заявлению Панченко В.Н., Вороновой Н.В., Мирошина Е.П., Шестакова Р.В. о признании незаконным требования Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: г.Воронеж, пос.1 Мая, ул.Осенняя,8а, содержащего дополнительные сведения о земельном участке в виде кадастровых номеров объектов недвижимого имущества, расположенных в пределах спорного земельного участка, плана границ земельного участка масштабе 1:1500 в координатах городской системы координат, признании незаконным отказа в приватизации земельного участка, расположенного по адресу: г.Воронеж, пос.1 Мая, ул.Осенняя,8а, с кадастровым номером 36:34:0504028:12, возложении обязанности подготовить и направить в адрес заявителей проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г.Воронеж, пос. 1мая, ул.Осенняя,8а с кадастровым номером 36:34:0504028:12
по кассационной жалобе Панченко В.Н., Вороновой Н.В., Мирошина Е.П., Шестакова Р.В.
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 24 сентября 2010года,
(судья районного суда Свечков А.И.)
У С Т А Н О В И Л А:
Панченко В.Н., Воронова Н.В., Мирошин Е.П., Шестаков Р.В. являются арендаторами земельного участка площадью 5 300 кв.м, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.1мая, ул.Осенняя,8а, на основании договора аренды земельного участка от 09 сентября 2002г. №1384-02-09/мз, заключенного администрацией г.Воронежа (ее правопреемником является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области) с указанными лицами, а также с Бобрешовым Н.И. (л.д.38-40).
Согласно выписке из ЕГРП от 29.06.2010г. № 01/165/2010-731 заявители, а также Бобрешов Н.И. являются в настоящее время арендаторами указанного земельного участка (л.д.30).
На данном земельном участке находится отдельно стоящее здание, принадлежащее на праве общей долевой собственности Панченко В.Н., Вороновой Н.В., Мирошину Е.П., Шестакову Р.В. (л.д.31,32,33).
Панченко В.Н., Воронова Н.В., Мирошин Е.П., Шестаков Р.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области указывая, что при обращении в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (ДИЗО) с заявлением о приватизации указанного земельного участка, им было предложено предоставить кадастровый паспорт земельного участка, содержащий дополнительные сведения о земельном участке в виде кадастровых номеров объектов недвижимого имущества, расположенных в пределах земельного участка, план границ земельного участка в масштабе 1:1500 в координатах городской системы координат, и фактически отказали в приватизации земельного участка со ссылкой на отсутствие указанных документов.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 24 сентября 2010года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Панченко В.Н., Воронова Н.В., Мирошин Е.П., Шестаков Р.В. просят отменить решение как незаконное и необоснованное и принять решение об удовлетворении их требований, не передавая дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ч.3 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Как следует из материалов дела.Панченко В.Н., Воронова Н.В., Мирошин Е.П., Шестаков Р.В. являются арендаторами земельного участка площадью 5 300 кв.м, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.1мая, ул.Осенняя,8а, на основании договора аренды земельного участка от 09 сентября 2002г. №1384-02-09/мз, заключенного администрацией г.Воронежа (ее правопреемником является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области) с указанными лицами, а также с Бобрешовым Н.И. (л.д.38-40).
Согласно выписке из ЕГРП от 29.06.2010г. заявители, а также Бобрешов Н.И. являются в настоящее время арендаторами указанного земельного участка (л.д.30).
На данном земельном участке находится отдельно стоящее здание, принадлежащее на праве общей долевой собственности Панченко В.Н., Вороновой Н.В., Мирошину Е.П., Шестакову Р.В. (л.д.31,32,33).
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу п.5 ст.36 ЗК РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Вместе с заявкой о приватизации спорного земельного участка заявителями в адрес Департамента был направлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка
Письмом от 09.08.2010г. №17-7642з ДИЗО сообщил заявителям о необходимости предоставления сведений о земельном участке в виде кадастровых номеров объектов недвижимого имущества, расположенных в пределах земельного участка, плана границ земельного участка в масштабе 1:500 в координатах городской системы координат.
Кроме того в качестве оснований для отказа в приватизации земельного участка в вышеуказанном письме указано на нецелевое использование земельного участка и наличие задолженности по арендной плате.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из правомерности требований ДИЗО, указав при этом, что истребование ДИЗО у заявителей плана границ земельного участка в масштабе 1:500 в координатах городской системы координат не имеет обязательный, безусловный характер и не нарушает права заявителей на приватизацию земельного участка.
Судебная коллегия считает выводы суда ошибочными исходя из следующего.
Ч.1 ст.43 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» до 01.01.2013г. установлен переходный период к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В переходный период положения указанного Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Особенности осуществления такого учета в переходный период могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Соответственно, государственный технический учет и техническая инвентаризация осуществляется в порядке, установленном Положением организации в Российской Федерации государственного технического учета технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000г. №921.
Таким образом, Закон о кадастре в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства подлежит применению после окончания переходного периода, в том числе и в части присвоения кадастровых номеров указанным объектам.
Согласно приказу Минюста России от 18.02.2008г. №32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» в форме кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения строка «кадастровый паспорт» не заполняется в переходный период. В форме кадастрового паспорта земельного участка не предусмотрено указание кадастровых номеров находящихся на таком земельном участке объектов капитального строительства.
Приказом Минэкономразвития РФ №370 от 30.10.2007г. «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» дополнительных требований к предоставлению кадастрового паспорта земельного участка не установлено, и не предусматривается содержание в кадастровом паспорте земельного участка сведений о кадастровых номерах расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, с заявлением о приватизации земельного участка заявителями в ДИЗО был направлен кадастровый паспорт земельного участка от 28.04.2010г. и выписка из ЕГРПН от 29.06.2010г., подтверждающая право собственности на отдельно стоящее здание, расположенное на спорном земельном участке.
Согласно ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в ЕГРПН органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» единственным бесспорным доказательством существования у лица права собственности на объект недвижимости является государственная регистрация этого права.
Таким образом, заявителями были представлены все необходимые документы, удостоверяющие права заявителей на спорный земельный участок и им принадлежит исключительное право на приватизацию спорного земельного участка.
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти возлагаются на орган, принявший оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области не представлены доказательства законности и обоснованности оспариваемого отказа, нарушившего права и законные интересы заявителей, создавшего им препятствия в приватизации земельного участка.
В Письме от 09.08.2010г. №17-7642з ДИЗО одним из оснований отказа в приватизации земельного участка указаны нецелевое использование земельного участка и наличие задолженности по арендной плате.
В силу ч.4ст.28 Земельного кодекса РФ, ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из содержания данной правовой нормы, законом не предусмотрено ограничения права на приватизацию земельного участка по таким основаниям как нецелевое использование земельного участка, наличие задолженности по арендной плате.
С учетом изложенного, требования заявителей о признании незаконным отказ ДИЗО ВО в приватизации земельного участка, расположенного по адресу: г.Воронеж, пос. 1 Мая, ул.Осенняя,8а, с кадастровым номером 36:34:0504028:12 и обязании ДИЗО подготовить и направить в адрес заявителей проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 36:34:0504028:12, расположенного по адресу: г.Воронеж, пос. 1 Мая, ул.Осенняя,8а являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В связи с тем, чтообстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и вынести новое решение, удовлетворив заявление Панченко В.Н., Вороновой Н.В., Мирошина Е.П., Шестакова Р.В.
Руководствуясь ст. 360,361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 24 сентября 2010года,
отменить, принять по делу новое решение:
Удовлетворить заявление Панченко Виктора Николаевича, Вороновой Надежды Викторовны, Мирошина Евгения Петровича, Шестакова Романа Вячеславовича и признать незаконным истребование Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области с целью принятия решения о приватизации земельного участка с кадастровым номером 36:34:0504028:1 кадастрового паспорта земельного участка, содержащего дополнительные сведения о земельном участке в виде кадастровых номеров объектов недвижимого имущества, расположенных в пределах спорного земельного участка; плана границ земельного участка в масштабе 1:500 в координатах городской системы координат, выраженное в письме №17-7642з от 9.08.2010г
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в приватизации земельного участка, расположенного по адресу: г.Воронеж, пос. 1 Мая, ул.Осенняя,8а с кадастровым номером 36:34:0504028:12, выраженный в письме №17-7642з от 9.08.2010г.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области подготовить и направить в адрес заявителей проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: : г.Воронеж, пос. 1 Мая, ул.Осенняя,8а с кадастровым номером 36:34:0504028:12.
Председательствующий:
Судьи коллегии: