Воронежский областной суд Дело № Строка № «14» апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе: председательствующего ФИО9, судей Жуковой Н. А., Иванцовой Г. В., при секретаре ФИО2,- заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО9 дело по иску ФИО10, обратившейся в интересах своего недееспособного сына ФИО1, к <адрес> городского округа <адрес>, к Администрации городского округа <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> и Департаменту труда и социального развития <адрес> о признании прав на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности на Департамент труда и социального развития предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещения с учетом права на дополнительную площадь по кассационной жалобе Департамента труда и социального развития <адрес> на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (судья райсуда Багрянская В. Ю.), У С Т А Н О В И Л А: ФИО10 обратилась в суд с иском в интересах своего недееспособного сына ФИО1 к <адрес> городского округа <адрес>, администрации городского округа <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> и Департаменту труда и социального развития <адрес> о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности на Департамент труда и социального развития предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещения с учетом права на дополнительную площадь. В обоснование заявленных требований указала, что является опекуном недееспособного сына - ФИО1, 1990 года рождения. В настоящее время проживает с ним в квартире площадью 76,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, ул. …, <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО10, ФИО3, ФИО4, ФИО1, в настоящее время в нем зарегистрированы по месту жительства ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО5, ФИО1, ФИО6, то есть фактически в указанной квартире проживает несколько семей. ФИО1 страдает хронически психическим заболеванием - врожденной микроцефалией, состоит на учете в ГУЗ «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер» с диагнозом «умственная отсталость тяжелая вследствие раннего органического поражения ЦНС». Указанное заболевание относится к категории хронических психических заболеваний, содержащихся в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16. 06. 2006 года №, а также в Перечне заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21. 12. 2004 года №. Совместное проживание с ним в одной квартире невозможно как для престарелых родителей истицы, так и для ее дочери с малолетним ребенком. ФИО10 обращалась в <адрес> городского округа <адрес> (отдел учета и распределения жилья) по вопросу улучшения жилищных условий, однако, в принятии заявления ей было отказано в связи с отсутствием у Управы соответствующих полномочий по постановке на учет в очередь на получение жилья иных категорий граждан, кроме малоимущих. Письмом Департамента труда и социального развития <адрес> от 20. 10. 2009 года №-К-2679 ей была разъяснена необходимость в орган местного самоуправления по месту жительства. На ее очередное обращение в <адрес> городского округа <адрес> ей разъяснили, что Управа органом местного самоуправления не является, в связи с чем, ФИО10 обратилась в администрацию городского округа <адрес>, но ей вновь было отказано в постановке сына на учет, со ссылкой на то, что он проживает в изолированной квартире, занятой одной семьей. При этом никто из сотрудников администрации городского округа <адрес> жилищные условия истицы не исследовал, вывод о том, что в квартире проживает одна семья сделал заочно. Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования частично удовлетворены: за ФИО1 признано право на постановку на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из жилищного фонда <адрес> социального использования по договору социального найма, право на внеочередное предоставление жилья из жилищного фонда <адрес> социального использовании; Департамент труда и социального развития <адрес> обязан предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение на состав семьи 2 человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к условиям <адрес>, с учетом права ФИО1 на предоставление дополнительной жилой площади; в иске к другим ответчикам отказано (л. д. 84-92). В кассационной жалобе представитель Департамента труда и социального развития <адрес> ФИО7 ставит вопрос об отмене состоявшегося решения ввиду его незаконности и необоснованности, нарушения судом норм материального права (л.д.93, 98-99). Проверив материалы дела, заслушав объясненияпредставителя Департамента труда и социального развития <адрес> - ФИО7, представителя Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> - ФИО8, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного Кодекса перечне, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и ч. 3 ст. 57 того же Кодекса, согласно которой гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Установив на основании имеющихся в материалах дела доказательств, что ФИО1 в силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, районный суд признал за ним право на постановку на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из жилищного фонда <адрес> социального использования по договору социального найма, а также в силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилья из жилищного фонда <адрес> социального использовании. Возлагая на Департамент труда и социального развития <адрес> соответствующую обязанность по предоставлению ФИО1 вне очереди жилого помещения, суд исходил из того, что именно Департамент является исполнительным органом власти <адрес>, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, в связи с чем, осуществляет ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений социального использования по договорам социального найма, а также принимает решения о предоставлении таких помещений. Ссылка в кассационной жалобе на положения Федерального закона от 24. 11. 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», отнесшего к полномочиям органов власти субъекта РФ обеспечение жильем только тех инвалидов, которые встали на жилищный учет до 01. 01. 2005 года, не может повлиять на выводы суда, поскольку данные нормы направлены на защиту определенных в них категорий граждан, при этом не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, статьей 17 этого же Федерального закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Довод в ней же о том, что суд не исследовал вопрос о наличии либо отсутствии у ФИО1 иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, не могут повлечь отмену постановленного решения, так как соответствующие доводы истицы стороной ответчика не опровергнуты. Другие доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, им всем дана правовая оценка, выводов суда они не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, повлечь отмену постановленного решения не могут. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента труда и социального развития <адрес>- без удовлетворения. Председательствующий Судьи коллегии