определение



             

             ФИО8 ОБЛАСТНОЙ СУД

             Дело

             Строка

         О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«12» апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам ФИО8 областного суда в составе:

председательствующегоКвасовой О. А.,

судей Жуковой Н. А., Иванцовой Г. В.,

при секретаре ФИО1, -

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО6

дело по заявлению ФИО7 о признании незаконным бездействия администрации городского округа <адрес>, выразившегося в неисполнении обязанности по формированию земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, ул. …, 12, возложении обязанности осуществить формирование указанного земельного участка

по кассационной жалобе администрации городского округа <адрес>

на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

(судья райсуда Свечков А. И.),       

        У С Т А Н О В И Л А:

ФИО7 - собственник <адрес> многоквартирном жилом <адрес> по ул. … <адрес>, обратилась в суд с заявлением признании незаконным бездействия администрации городского округа <адрес>, выразившегося в неисполнении обязанности по формированию земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, ул. …, 12, возложении обязанности осуществить формирование указанного земельного участка. В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен жилой <адрес> по ул. … <адрес>. 06. 09. 2010 года ею был получен ответ, которым ей фактически было отказано в формировании земельного участка, кроме того, в ответе содержалось требование о предоставлении документов, на основании которых будет исполнена государственная функция, закрепленная законом, в отсутствие конкретных ссылок на нормы закона. Полагая бездействие администрации городского округа <адрес> незаконным, ФИО7 обратилась в суд с соответствующим заявлением (л. д. 4).

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление удовлетворено (л. д. 23-26).

В кассационной жалобе представитель администрации городского округа <адрес> ФИО2 ставит вопрос об отмене постановленного решения ввиду его незаконности и необоснованности, неправильного применения норм материального права (л. д. 39-41).

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации городского округа <адрес> - ФИО2, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит ее подлежащей удовлетворению.

В силу пункта 2 статьи 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28. 05. 2010 года N 12-П
«По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО3, ФИО4 и ФИО5» часть 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (часть 1 и 2) и 36.

Таким образом, ФИО7 является правомочным лицом на обращение в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Указанным федеральным органом является Минэкономразвития России, которое своим Приказом от 30. 10. 2007 года N 370 утвердило Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.

Согласно названному Приказу (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 282) к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка;

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, районный суд исходил из того, что требование администрации к ФИО7 о предоставлении документов согласно перечню, утвержденному названным приказом N 370, является незаконным, поскольку приобретение прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, происходит в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством.

Судебная коллегия с указанным выводом согласиться не может, поскольку суд первой инстанции в данном случае допустил субъективное толкование норм права, регулирующих спорные правоотношения, и не установил, нарушены ли права истицы возложением на нее обязанности по представлению необходимых документов.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судебная коллегия, считая, что данным администрацией городского округа <адрес> ФИО7 ответом с указанием на необходимость представления документов согласно перечню - соответствующих прав заявительницы на формирование земельного участка в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством, не нарушено. Указанное право может ею впоследствии быть реализовано при представлении в управление главного архитектора требуемых документов.

Таким образом, постановленное решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления, поскольку все обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л ИЛ А:

решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления ФИО7 о признании незаконным бездействия администрации городского округа <адрес>, выразившегося в неисполнении обязанности по формированию земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, ул. …, 12, возложении обязанности осуществить формирование указанного земельного участка.

Председательствующий

Судьи коллегии