по иску Ишевского К.В. к Изолятору временного содержания (ИВС) ГУВД по Воронежской области о возмещении морального вреда



В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

                                                                                                                                                                                                                      Дело № 33-3139

                                                                                                                    Строка №57

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 июня 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда

в составе:

председательствующего        Денисова Ю.А.

судей                                        Лариной В.С., Холодкова Ю.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лариной В.С.,

гражданское дело по иску Ишевского К.В. к Изолятору временного содержания (ИВС) ГУВД по Воронежской области о возмещении морального вреда

по кассационной жалобе Ишевского К.В.

на решение Советского районного суда г. Воронежа от 20 декабря 2010 года

(судья райсуда Трунов И.А.)

У С Т А Н О В И Л А :

Ишевский К.В. обратился в суд с названным иском, указывая, что 03.06.2008 г. он был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ. 04.06.2008 г. он был помещен в ИВС ГУВД по Воронежской области. 08.06.2008 г. Коминтерновским районным судом г. Воронежа ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и он продолжал содержаться по 11.06.2008 г. В течение 8 дней он содержался в условиях, унижающих его человеческое достоинство и создающих реальную опасность его жизни и здоровью, подвергался нечеловеческому обращению. В связи с чем Ишевский К.В. просил суд взыскать с ответчика причиненный ему моральный вред в размере 100 000 руб. (л.д. 4-8).

Решением Советского районного суда г. Воронежа от 20.12.2010 г. в удовлетворении исковых требований Ишевского К.В.было отказано (л.д. 115, 116-117).

В кассационной жалобе Ишевского К.В. ставится вопрос об отмене решения, как незаконного и необоснованного (л.д. 130-133, 138-144).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции правильным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом следующих условий: 1) страданий, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага; 2) неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда; 3) причинной связи между неправомерным действием и моральным вредом; 4) вины причинителя вреда.

Ишевский К.В., обращаясь в суд с требованиями о взыскании компенсации морального вреда, ссылался на то, что в течение 8 дней он содержался в ИВС ГУВД по Воронежской области в условиях, унижающих его человеческое достоинство и создающих реальную опасность его жизни и здоровью, подвергался нечеловеческому обращению.

В соответствии со ст. 33 ФЗ от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований. Раздельно содержатся мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу.

Отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся: подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества; подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; торговля несовершеннолетними; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложников; организация незаконного вооруженного формирования; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к смертной казни; лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; по решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых; больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доводы Ишевского К.В. о содержании его в ИВС ГУВД по Воронежской области в условиях, унижающих его человеческое достоинство и создающих реальную опасность его жизни и здоровью, а также нечеловеческого обращения ничем подтверждены не были.

Исходя из установленного, районный суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Ишевским К.В. исковых требований, поскольку при содержании в ИВС не были нарушены личные неимущественные права истца, ему не причинялся моральный вред в виде физических и нравственных страданий. Доказательств обратного представлено не было.

Решение по существу является верным, соответствует фактическим материалам дела, установленным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием к отмене решения суда, при рассмотрении дела допущено не было.

Ссылка в кассационной жалобе Ишевского К.В. на то, что судом были допущены нарушения норм процессуального права, выразившиеся в том, что он был лишен возможности участвовать в рассмотрении дела, несостоятельны, поскольку судом первой инстанции заявителю, как лицу, находящемуся под стражей в ФБУ ИЗ-36/3 г. Воронежа, направлялись письма с разъяснением ему его процессуальных прав, в том числе и права на ведение дела через представителя (л.д. 17). Нормами действующего Гражданского процессуального кодекса РФ не предусмотрен порядок и возможность этапирования лиц, находящихся в следственном изоляторе, в судебное заседание для рассмотрения гражданских дел.

Иные доводы кассационной жалобы Ишевского К.В. не опровергают выводов суда, по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу, однако оценка доказательств судом первой инстанции произведена в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ.

Эти доводы не состоятельны и не могут повлечь отмены правильного по существу судебного решения (ст. 362 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда г. Воронежа от 20 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ишевского К.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: