определение



ВОРОНЕЖСКИЙОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33 - 3406

Строка № 43

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21     июня     2011 года       судебная коллегия по гражданским делам

Воронежского областного суда в составе:

председательствующего                   Агафоновой Р.Г.,

судей                                Бабкиной Г.Н., Веретенниковой М.В.,

при секретаре                                  Горюшкине А.Ф.,

с участием прокурора                    Бескакотова А.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Веретенниковой М.В.

гражданское дело по искуСуховерховой И.Н. к Министерству финансов РФ в лице Управлению Федерального казначейства по Воронежской области о возмещении компенсации морального вреда, причиненного уголовным преследованием, судебных расходов

по кассационному представлению помощника Борисоглебского межрайпрокурора

по кассационной жалобе Министерства финансов РФ

на решение         Борисоглебского         горсуда Воронежской области

от                21 апреля            2011 года

(судья горсуда Разумов М.В.),

У С Т А Н О В И Л А :

Суховерхова И.Н. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области о возмещении морального вреда, причиненного уголовным преследованием и взыскании судебных расходов по тем основаниям, что в результате уголовного преследования, заключения и содержания под стражей в следственном изоляторе ей, Суховерховой И.Н., причинены тяжелейшие физические и нравственные страдания, компенсацию которых наряду с судебными расходами она просит взыскать с Министерства финансов РФ (л.д.4-5, 35).

Решением Борисоглебского горсуда Воронежской области от 21.04.2011 года постановлено взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Суховерховой И.Н. в качестве компенсации причиненного ей морального вреда в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности 400000 рублей (л.д.44, 45-47).

В кассационной жалобе представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области - Горбатенко С.В. по доверенностям (л.д.31, 32) просит отменить указанное решение, ссылаясь на его незаконность, необоснованность и завышение размера морального вреда, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение (л.д. 49-52).

В кассационном представлении помощник Борисоглебского межрайпрокурора - Гарин А.А. также просит отменить указанное решение суда, ссылаясь на его незаконность, необоснованность, и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение (л.д.61-62).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Министерства финансов РФ - ведущего специалиста-эксперта юридического отдела Управления Федерального казначейства по Воронежской области Нестерову Ю.А. по доверенности от 27.01.2010 года, заключение прокурора Бескакотова А.А., полагавшего решение суда подлежащим изменению, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании постановления Борисоглебского городского суда Воронежской области от 12.01.2010 года в связи с возбуждением уголовного дела в отношении подозреваемой в совершении преступления Суховерховой И.Н. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием ее в УИН -36/2 г. Борисоглебска (л.д. 23).

Приговором Борисоглебского городского суда Воронежской области от 31.03.2010 года Суховерхова И.Н. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, и ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием в исправительной колонии общего режима (л.д.24-28).

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Воронежского областного суда от 13.05.2010 года названный приговор отменен, дело направлено на новое рассмотрение (л.д.6-9).

Вступившим в законную силу приговором Борисоглебского городского суда Воронежской области от 28.06.2010 года Суховерхова И.Н. признана невиновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, в связи с отсутствием в совершенном ею деянии состава преступления, мера пресечения в виде заключения под стражу отменена; за оправданной Суховерховой И.Н. на основании ст.134 УПК РФ признано право на реабилитацию, т.е. право на возмещение имущественного и морального вреда в результате уголовного преследования (л.д.10-20, 21-22).

В соответствии с требованиями ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Статья 1100 ГК РФ предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Согласно п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Возлагая по требованию истца обязанность по возмещению вреда на Министерство финансов РФ, суд первой инстанции исследовал и оценил доводы сторон, представленные доказательства и пришел к соответствующим выводам, исходя из предусмотренных законом оснований для возмещения вреда.

Так, установив факт незаконного привлечения Суховерховой И.Н. к уголовной ответственности и незаконного применения к ней в качестве меры пресечения заключения под стражу, суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для компенсации в качестве возмещения за перенесенные ею нравственные и физические страдания денежной суммы.

Определяя подлежащий взысканию размер компенсации морального вреда, суд правомерно учитывал обстоятельства дела, при которых в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности и заключения под стражу истица была ущемлена и ограничена в правах и свободах, не имела возможности вести привычный для нее образ жизни, при этом ранее к уголовной ответственности она не привлекалась, под стражей не содержалась.

Вместе с тем, при определении размера компенсации морального вреда учитывается характер и степень физических и нравственных страданий потерпевшего, которые оцениваются с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего, тогда как в обжалуемом решении они не исследованы и не оценены с надлежащей полнотой.

Так, на момент привлечения к уголовной ответственности истица нигде не работала, злоупотребляла спиртными напитками, лишена родительских прав в отношении двух своих сыновей, кроме того, не отрицала, что причинила смерть Суховерхову А.В., с которым у нее часто возникали ссоры и скандалы на почве распития спиртных напитков, именно после употребления ими спиртного 9.01.2010 года.

О каких-либо негативных последствиях, причиненных необоснованным содержанием ее под стражей, которые бы имели длящийся характер и отразились бы на физическом и психологическом состоянии здоровья, истицей со ссылкой на необходимые доказательства не заявлено. За медицинской помощью Суховерхова И.Н. не обращалась.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что размер компенсации морального вреда определенный судом в размере 400000 рублей, не соответствует характеру физических и нравственных страданий Суховерхова И.Н. с учетом ее индивидуальных особенностей.

С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым снизить определенный судом размер компенсации морального вреда до 200 000 рублей, что наиболее соответствует степени тяжести причиненного морального вреда, характеру физических и нравственных страданий с учетом индивидуальных особенностей потерпевшей и является обоснованным.

Вместе с тем, как видно из материалов дела, Суховерховой И.Н. заявлены исковые требования и о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в случае удовлетворения ее требований о возмещении морального вреда (л.д.35), представлены определенные доказательства в подтверждение понесенных расходов (л.д.36-39). Однако судом указанные требования истицы не рассмотрены, что нельзя признать правильным, потому суду первой инстанции необходимо рассмотреть эти требования дополнительно.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Борисоглебского горсуда Воронежской области от 21 апреля 2011 года изменить, снизив размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с Министерства Финансов РФ за счет казны РФ в пользу Суховерховой И.Н., до 200000 (двухсот тысяч) рублей.

         Предложить суду дополнительно рассмотреть исковые требования Суховерховой И.Н. о возмещении судебных расходов.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ -

       СУДЬИ КОЛЛЕГИИ -