определение



ВОРОНЕЖСКИЙОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33 - 3371

Строка № 22

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16     июня     2011 года судебная коллегия по гражданским делам

Воронежского областного суда в составе:

председательствующего            Агафоновой Р.Г.,

судей                               Бабкиной Г.Н.,     Веретенниковой М.В.,

при секретаре                                Горюшкине А.Ф.,             

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Веретенниковой М.В.

гражданское дело по искуВысоцкой П.Е. к управе Железнодорожного района городского округа г. Воронеж, Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области об отмене постановления администрации Железнодорожного района г. Воронежа о постановке на учет для улучшения жилищных условий с 25.11.2002 г., возложении обязанности по принятию постановления о включении в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., по категории «Вынужденные переселенцы» как нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет Управлением Федеральной миграционной службы России по Воронежской области с 08.12.1997 г., возложении обязанности по внесению изменений в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направляемые в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области для выдачи жилищных сертификатов, с учетом постановки на учет с 8.12.1997 года

по кассационной жалобе Высоцкой Пелагеи Ефимовны

на решение          Железнодорожного             райсуда г. Воронежа

от                  16 февраля              2011 года

(судья райсуда Батищева Л.В.),

У С Т А Н О В И Л А :

Высоцкая П.Е., 1923 года рождения, в 1992 году прибыла на территорию Российской Федерации из г. Кировобад Республики Азербайджан как вынужденный переселенец.

На основании решения Территориального органа миграционной службы по Воронежской области от 7.08.1992 г. Высоцкая П.Е. получила статус вынужденного переселенца, а приказом УФМС по Воронежской области № 130 от 24.09.2010 года продлен срок действия статуса вынужденного переселенца Высоцкой П.Е. до 7.08.2011года (л.д.20-27, 124-177, 222 т.1).

В соответствии с Временными правилами учета вынужденных переселенцев и беженцев, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специального жилищного фонда, утвержденными Приказом ФМС от 19.01.1995 года № 18, Высоцкая П.Е. 8.12.1997 года была поставлена на учет в Федеральной миграционной службе в качестве вынужденного переселенца и включена в льготную очередь на получение жилья в первоочередном порядке в соответствии с пунктом «д» ч.1 ст.25 решения Исполкома Воронежского областного Совета народных депутатов, Президиума облсовета профсоюзов Воронежской области от 27.19.1989 года № 425/53-21 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений» (л.д.219-221 т.1).

На основании Постановления администрации Железнодорожного района г. Воронежа № 514/4 от 6.12.2002 года Высоцкая П.Е. поставлена на учет для улучшения жилищных условий, как вынужденный переселенец, с 25.11.2002 года (л.д.12 т.1).

     Высоцкая П.Е., полагая, что постановкой на очередь для улучшения жилищных условий с 25.11.2002 года органом местного самоуправления без учета того, что по сводным спискам вынужденных переселенцев, сформированным Федеральной миграционной службой России, она состоит на учете с 8.12.1997 года, нарушены ее законные права и интересы, в 2010 году обратилась в Управу Железнодорожного района городского округа - город Воронеж с заявлением об изменении даты принятия ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

         Согласно сообщению заместителя руководителя Управы Железнодорожного района г. Воронежа от 17.11.2010 года Высоцкой П.Е. отказано в удовлетворении заявления ввиду отсутствия законных оснований (л.д.18-19 т.1), потому истица и обратилась в суд с настоящим иском и просила: отменить постановление администрации Железнодорожного района г. Воронежа № 514/4 от 6.12.2002 года о постановке ее на учет для улучшения жилищных условий с 25.11.2002 года и обязать управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж принять постановление о включении в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, по категории «Вынужденные переселенцы», как нуждающейся в улучшении жилищных условий, с даты постановки на учет в качестве вынужденного переселенца Управлением Федеральной миграционной службы России по Воронежской области с 8.12.1997 года, обязать управу Железнодорожного района городского округа г. Воронеж внести изменения в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направляемые в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, для выдачи жилищных сертификатов с учетом постановки на учет - с 8.12.1997 года (л.д.9-11, 32-34, 69 т.1).

Решением Железнодорожного райсуда г. Воронежа от 16.02.2011 года Высоцкой П.Е. отказано в удовлетворении заявленного иска (л.д.231, 232-244 т.1).

В кассационной жалобе Высоцкая П.Е. просит отменить указанное решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований (л.д.3-5 т.2).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Высоцкой П.Е. - Ильину Н.Н., Копалко И.Д. по доверенности (л.д.71 т.1), представителя Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области и Правительства Воронежской области - Радонскую О.В. по доверенностям (л.д.181, 182 т.1), судебная коллегия приходит к следующему.

    Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в перечне программных мероприятий которой утверждена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в рамках которой право на получение социальных выплат имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане,признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев,состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Согласно п.п.«ж» п.5 названных Правил право на участие в подпрограмме из перечисленных категорий граждан имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами ФМС в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, к которому прилагают соответствующие документы (п.19).

Как установлено судом, Высоцкая П.Е. получила статус вынужденного переселенца 7.08.1992 года, была принята на учет органами УФМС России по Воронежской области 8.12.1997 года как вынужденный переселенец, но на указанную дату Высоцкая П.Е. в органы местного самоуправления о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась, нуждающейся в улучшении жилищных условий признана не была и в качестве таковой на учете не состояла.

Только 25.11.2002 года Высоцкая П.Е. обратилась в администрацию Железнодорожного района г. Воронежа с заявлением о постановке её на учет для улучшения жилищных условий в соответствии со ст.36 ЖК РСФСР (инвалид 2 группы), на основании которого администрацией Железнодорожного района городского округа г. Воронеж вынесено постановление № 514/4 от 6.12.2002 года о постановке Высоцкой П.Е. на учет для улучшения жилищных условий с 25.11.2002 года на основании ст.ст.28, 29 ЖК РСФСР, Закона РФ от 6.07.1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении», ст.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Воронежской области», утвержденных решением Исполкома Воронежского областного Совета народных депутатов, Президиума облсовета профсоюзов Воронежской области от 27.09.1989 года № 425/53-21 (л.д.12 т.1). Данные нормы устанавливают полномочия районных администраций по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и условия признания данных граждан таковыми.

В соответствии со ст.15 вышеуказанных Правил принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится в соответствии с датой регистрации документов по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 3.08.1996 года № 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, и действовавшими на дату постановки истицы на учет в качестве вынужденного переселенца органами УФМС России по Воронежской области, также было предусмотрено, что безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.

В ходе судебного разбирательства суд полно и всесторонне исследовал доводы и возражения сторон, представленные ими доказательства, оценил их применительно к сложившимся правоотношениям и пришел к обоснованным и правильным выводам.

Подробно проанализировав положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд в решении правильно исходил из того, что нормами закона, действовавшими как на дату постановки истицы на учет, так и на день принятия судебного постановления, предусмотрено, чтонахождение на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в получении жилых помещений является обязательным условием для получения жилья по категории «вынужденный переселенец».

При этом постановка на жилищный учет и признание нуждающимися в улучшении жилищных условий являются компетенцией именно органов местного самоуправления, но не Управления миграционной службы России по Воронежской области, которое лишь осуществляет учет граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, и формирует сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

Высоцкая П.Е. получила статус вынужденного переселенца 7.08.1992 года, принята на учет органами УФМС России по Воронежской области 8.12.1997 года, на указанную дату в органы местного самоуправления с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий истица не обращалась, нуждающейся в улучшении жилищных условий признана не была и в качестве таковой на учете не состояла.

В полномочия и компетенцию органов УФМС России по Воронежской области не входит обязанность по предоставлению в органы местного самоуправления списков вынужденных переселенцев для постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в соответствии с требованиями жилищного законодательства необходимо личное обращение гражданина в орган местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Как ранее действующее законодательство, так и действующее в настоящее время, не предусматривает возможности, при которой орган местного самоуправления при постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий должен руководствоваться датой регистрации другим государственным органом. Факт постановки Высоцкой П.Е. на учет как вынужденного переселенца в Федеральной миграционной службе с 8.12.1997 года не являлся основанием для ее постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) в органе местного самоуправления по месту жительства именно с этой даты.

С учетом изложенного Высоцкая П.Е. была правомерно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет с даты подачи ею заявления, т.е. с 25.11.2002 года на основании постановления администрации Железнодорожного района г. Воронеж от 6.12.2002 года № 514/4, которое вынесено в пределах полномочий органа исполнительной власти, с соблюдением процедуры, сроков и правых оснований принятия соответствующего решения.

При таких обстоятельствах правомерен вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления органа местного самоуправления.

Далее, сводный список граждан-участников подпрограммы по Воронежской области на 2011 год утвержден, Высоцкая П.Е. включена в данный список под № 197. Оформление и выдача государственных жилищных сертификатов гражданам-участникам подпрограммы осуществляется строго в очередном порядке согласно дате постановки на учет. В настоящее время в Сводном списке Воронежской области граждан-участников подпрограммы на 2011 год по категории «вынужденные переселенцы» заявлено 317 граждан.

Учитывая, что списки формируются в хронологической последовательности в зависимости от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, включение Высоцкой П.Е. в 2011 году в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем…..» с даты постановки ее на учет в качестве вынужденного переселенца в УФМС России по Воронежской области с 8.12.1997 года нарушит права и законные интересы других граждан, к тому же отсутствует какой-либо правовой механизм, допускающий внесение изменений в сформированные в хронологической последовательности Списки граждан-участников подпрограммы.

Ссылка в кассационной жалобе на решение другого районного суда, не может быть применима в данном случае.

Таким образом, суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства и правомерно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных Высоцкой П.Е. исковых требований.

Выводы суда в постановленном решении обоснованы, логичны, последовательны и мотивированы, соответствуют конкретным обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, которые применены и истолкованы судом верно.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, не имеется.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба, доводы которой направлены на переоценку доказательств, не опровергают выводов суда и не содержат каких-либо правовых оснований для отмены законного и обоснованного решения суда, по мнению судебной коллегии, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Железнодорожного райсуда города Воронежа от 16 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Высоцкой П.Е. - без удовлетворения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ -

     СУДЬИ КОЛЛЕГИИ -