по иску Воскобойник Л.А., Воскобойник К.Д. к ОАО «Управляющая компания Советского района» о признании незаконными действий по предоставлению дополнительной услуги, взыскании незаконно взысканной суммы, компенсации морального вреда



В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

                                                                                                                                                                                                                     Дело

                                                                                                                   Строка

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда

в составе:

председательствующего Денисова Ю.А.

судей                                    Лариной В.С., Холодкова Ю.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лариной В.С.,

гражданское дело по иску Воскобойник Л.А., Воскобойник К.Д. к ОАО «Управляющая компания Советского района» о признании незаконными действий по предоставлению дополнительной услуги, взыскании незаконно взысканной суммы, компенсации морального вреда

по кассационной жалобе Воскобойник Л.А., Воскобойник К.Д.

на решение Советского районного суда г. Воронежа от 19 апреля 2011 года

(судья райсуда Авдеева С.Н.)

У С Т А Н О В И Л А :

Воскобойник Л.А., Воскобойник К.Д. обратились в суд с названным иском, указывая, что квартира дома <адрес> принадлежит на праве собственности: Воскобойник Л.А. - 2/5 доли, Воскобойник К.Д. - 1/5 доля, Воскобойник В.К. - 1/5 доля, Воскобойник В.К. - 1/5 доля. Все сособственники (4 человека) зарегистрированы в указанной квартире по месту жительства. Квартира является трехкомнатной, общей площадью 67,1 кв.м. С 04.05.2008 г. домом по <адрес> управляет ОАО «Управляющая компания Советского района» согласно договору на предоставление коммунальных услуг, в том числе и за электроснабжение. Оплата за электроэнергию производится истцами по показаниям счетчика. С сентября 2008 года ответчик стал предъявлять дополнительное требование - об оплате электроэнергии, потребляемой оборудованием мест общего пользования, на основе введенного им норматива потребления в размере 7 кВт на одного проживающего. По мнению истцов, введенный ответчиком порядок оплаты обособленного объема электроэнергии, используемой для содержания мест общего пользования, на основе установленного им норматива потребления, противоречит положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307. Правилами установлены методы расчета размера платы потребленной электроэнергии: 1) при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета (пункт 16); 2) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета (пункт 19); 3) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (пункт 21); 4) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (пункт 23). Ни один из названных способов расчета оплаты коммунальных ресурсов не предусматривает возможность вычленения из действующих нормативов потребления (в качестве самостоятельного субнорматива потребления, а, следовательно, объекта оплаты той их части, которая идет на обслуживание мест общего пользования многоквартирного дома. Администрацией Воронежской области норматив потребления электроэнергии мест общего пользования многоквартирных домов никогда не утверждался. По мнению истцов, установленная ответчиком коммунальная услуга по предоставлению обособленного объема электроэнергии, используемой для содержания мест общего пользования, и система ее оплаты на основе самостоятельного норматива потребления направлена на взимание повторной оплаты той части электроэнергии, которая используется на нужды жилого помещения и уже учитывается соответствующим образом. В связи с изложенным истцы, после уточнения своих требований, просили суд: признать незаконным предоставление им со стороны ОАО «Управляющая компания Советского района» с 01.09.2008 г. дополнительной услуги - электроэнергия мест общего пользования <адрес> на основании ненадлежаще установленного норматива потребления; взыскать с ответчика незаконно взысканную сумму за период с сентября 2008 г. по декабрь 2010 г. в размере <данные изъяты> коп. за электроэнергию, предназначенную для содержания общего имущества в многоквартирном доме; взыскать в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда по <данные изъяты> руб. (л.д. 3-4, 21-22).

Решением Советского районного суда г. Воронежа от 19.04.2011 г. в удовлетворении исковых требований Воскобойник Л.А. были удовлетворены (л.д. 194, 195-198).

В кассационной жалобе Воскобойник Л.А., Воскобойник К.Д. ставится вопрос об отмене указанного решения суда, как незаконного и необоснованного (л.д. 208-209, 216-217, 223-224).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции правильным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, освещение помещений общего пользования является прямой обязанностью Управляющей компании. Поэтому для обеспечения работы приборов освещения и оборудования дома, относящегося к общему имуществу, Управляющая компания обязана заключать договора с ресурсоснабжающей организацией для поставки электроэнергии на данные цели.

Согласно требованиям ст.ст. 36, 39 ЖК РФ помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме.

В силу разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации Письмом от 18 июня 2007г. №11356-ЮT/07 разъяснено, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению (ст. 157 ЖК РФ) предусматривает учет фактического потребления энергии, и в частности электроэнергии, одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета электроэнергии, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления электроэнергии.

Районный суд при рассмотрении дела пришел к правильному выводу о том, что при отсутствии общедомовых средств измерения, объем отпущенной электроэнергии должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета электроэнергии. При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета электроэнергии не принимаются во внимание.

Норматив потребления электроэнергии мест общего пользования (МОП) на ] человека органом государственной власти Воронежской области не установлен. А указанный в п.25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, 7 кВт/ч в месяц на 1 человека в отношении приборов освещения мест общего пользования, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь, и 7 кВт/ч в отношении лифтового оборудования, является составной частью формулы расчета норматива электроснабжения при определении нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Воскобойник Л.А., К.Д. исковых требований, как не основанных на требованиях закона.

Решение по существу является верным, соответствует фактическим материалам дела, установленным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы кассационной жалобы Воскобойник Л.А., Воскобойник К.Д. не опровергают выводов суда, в основном сводятся к субъективному толкованию норм материального права и изложению обстоятельств дела. Эти доводы несостоятельны и не могут повлечь отмены правильного по существу судебного решения (ст. 362 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

    О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда г. Воронежа от 19 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Воскобойник Л.А., Воскобойник К.Д. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:     1.                                                         2.