определение



      

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-3620

Строка № 57

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

         28 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Л.В.,

судей Хныкиной И.В., Ясинской И.И.,

с участием прокурора Сбитневой Е.А.,

при секретаре Мещеряковой В.М.,-

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.

дело по иску прокурора Грибановского района в интересах Рубцова В.Р. к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области о возмещении ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц органа местного самоуправления

по кассационному представлению помощника прокурора Грибановского района Воронежской области Болдыревой И.Н.

на решение Грибановского районного суда Воронежской области от 16 мая 2011 года

(судья райсуда Протасова Л.В.),

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Грибановского района Воронежской области обратился в суд с вышеуказанным иском, просил взыскать с администрации Грибановского муниципального района в пользу Рубцова В.Р. … рублей, взысканных с него в пользу ГМУП «Тепловые сети» за услуги теплоснабжения и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере … рублей, указывая, что Рубцов В.Р. проживает вместе с женой Рубцовой Е.В. являющейся медицинским работником МУЗ «…», работающей в сельской местности и пользующейся льготой по оплате коммунальных услуг. 30 июля 2009 года решением мирового судьи с Рубцова В.Р. взыскана в пользу ГМУП «Тепловые сети» задолженность за услуги теплоснабжения за период с октября 2008 года по апрель 2009 года в сумме … рублей … копеек и судебные расходы в размере … рублей … копеек. Данное решение вступило в законную силу и Рубцовым В.Р. исполнено. Рубцова Е.В. ранее пользовалась льготами по предоставлению коммунальных услуг в виде бесплатного освещения и отопления. Опираясь на ранее сформулированные правовые позиции, Конституционный суд РФ пришел к выводу, что закрепленное в п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного ФЗ не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. Органом местного самоуправления неоднократно принимались решения об установлении мер социальной поддержки медицинским работникам, однако администрацией Грибановского муниципального района не обеспечен в полном объеме прежний уровень социальной защиты на оплату коммунальных услуг медицинским работникам, работающим в сельской местности. В результате незаконного бездействия члену семьи медицинского работника быт причинен вред, выразившийся во взыскании с Рубцова В.Р. задолженности по оплате коммунальных услуг (л.д. 3-6).

Решением Грибановского районного суда Воронежской области от 16 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 36, 37-38).

В кассационном представлении помощника прокурора Грибановского района Воронежской области ставится вопрос об отмене указанного решения суда, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права (л.д. 43-44, 47-52).

Проверив материалы дела, заслушав прокурора Сбитневу Е.А., поддержавшую кассационное представление и полагавшую решение суда подлежащим отмене, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

          В силу ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Указанные основания для отмены решения суда по данному делу имеются.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как видно из материалов дела и установлено судом, решением мирового суда судебного участка № 2 Грибановского района Воронежской области от 30 июля 2009 года в пользу Грибановского муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» с Рубцова В.Р. взыскана задолженность за предоставленные коммунальные услуги по теплоснабжению за период с октября 2008 года по апрель 2009 года включительно в размере …рублей … копеек и судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере … рубля … копейки (л.д. 13).

Решение суда Рубцовым В.Р. полностью исполнено (л.д. 14).

Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором Грибановского района Воронежской области требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ни Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, ни ЖК РФ, ни Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», не содержат положений, которые выполнение медицинскими работниками обязанности по полной оплате с 01 января 2005 года полученных коммунальных услуг ставили бы в зависимость от того, насколько полно органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления обеспечат сохранение прежнего уровня социальной защиты медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.

        Между тем, суд неправильно истолковал нормы материального права.

Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признал часть вторую статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статьючастями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Согласно правовой позиции, неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации, Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Разрешая данное дело и отказывая в иске, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доводам прокурора о том, что с Рубцова В.Р. была взыскана задолженность за отопление квартиры, которую занимает также его супруга - медицинский работник МУЗ «…» Рубцова Е.В., имеющая право на сохранение в полном объеме того уровня социальной защиты, которым она обладала до 01.01.2005г., когда была полностью освобождена от уплаты этой коммунальной услуги.

Согласно части первой статьи 4, ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.

Однако, ответчиком не обеспечен в полном объеме прежний уровень социальной защиты на оплату коммунальных услуг медицинским работникам, работающим в сельской местности.

        При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия считает возможным принять новое решение, которым исковые требованияудовлетворить.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

        решение Грибановского районного суда Воронежской области от 16 мая 2011 года отменить, принять новое решение: взыскать с администрации Грибановского муниципального района Воронежской области за счет средств казны в пользу Рубцова В.Р. … рублей, из которых … рублей, взысканная с него в пользу ГМУП «Тепловые сети» плата за услуги теплоснабжения, … рублей - судебные расходы по уплате государственной пошлины.

        

Председательствующий:

Судьи коллегии: