Определение



В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

      

             Дело

                                                                                                            Строка

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГсудебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

         председательствующего Кузнецовой Л.В.,

         судей Величковой З.И., ФИО3,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО3

гражданское дело по искуШинелевой к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию по старости, взыскании судебных расходов,

по кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес>

на решение Бутурлиновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ           

(судья Панасенко В.И.)

У С Т А Н О В И Л А:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ^ года № ^ ФИО4 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения ввиду отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 30 лет. Указано, что ее специальный стаж на ДД.ММ.ГГГГ составляет ^ лет ^ месяцев ^день (л.д.10).

Полагая свои права нарушенными, ФИО4 обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ по <адрес>, в котором просила признать незаконным отказ пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж период работы с ^ года по ^ года в должности медицинского статистика МУЗ «^», в том числе период нахождения в отпуске по беременности и родам за первым ребенком с ^ г. по ^ г., отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с ^ г. по ^ г., отпуск по беременности и родам за вторым ребенком с ^г. по ^ г., отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с ^ г. по ^ г., отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с ^ г. по ^ г., с ^ г. по ^ г., обязать ответчика назначить ФИО4 трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ^ года; взыскать судебные расходы в размере ^ рублей (л.д. 4-6).

Решением Бутурлиновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО4 удовлетворены (л.д.48,49-52).

В кассационной жалобе ГУ - УПФ РФ по <адрес> ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права (л.д. 54-58).

В заседание суда кассационной инстанции стороны по делу не явились, хотя были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела. Об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщили. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.

Разрешая заявленные требования, районный суд правомерно руководствовался пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», утвержден указанный Список, а также установлены правила исчисления сроков выслуги.

Разрешая спор, районный суд правильно исходил из того, что данным Списком и Правилами предусмотрены врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности, а также то, что данным работникам один год работы в сельской местности засчитывается в специальный стаж как 1 год и три месяца.

Руководствуясь имеющимися в деле доказательствами, учитывая, что занимаемая истицей в период с ^ г. по ^ г., с ^ г. по ^ г. должность медицинского статистика Клеповской участковой больницы относилась к среднему медицинскому персоналу, а лечебное учреждение находится в сельской местности, районный суд пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный стаж, исчисление должно производиться в льготном порядке 1 год как 1год и 3 месяца.

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости включается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам за первым ребенком с ^ г. по ^ г., отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с ^ г. по ^ г., отпуск по беременности и родам за вторым ребенком с ^ г. по ^ г., отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с ^ г. по ^ г., отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с ^ г. по ^ г., с ^ г. по ^ г., также обоснованно включены районным судом в специальный стаж истицы.

Довод жалобы о недопустимости зачета в стаж истицы периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и после достижения им 1,5 лет основан на неверном толковании норм материального права.

До введения в действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления ФИО2 и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Закономстатья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Учитывая, что отпуск по уходу за первым и вторым ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) ФИО4 начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, судом первой инстанции правомерно включен в специальный стаж, дающий права на назначение пенсии на льготных условиях.

Поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости у истицы с учетом включения спорных периодов имелся требуемый специальный стаж, она обратилась в установленном законом порядке к ответчику и представила все необходимые для назначения пенсии документы, представляется правильным вывод суда о наличии у истицы права на назначении пенсии с момента обращения к ответчику - с ДД.ММ.ГГГГ.

Судебная коллегия находит выводы суда по существу правильными, поскольку они полностью соответствуют установленным обстоятельствам дела и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Таким образом, судом постановлено законное и обоснованное решение при правильном применении и толковании норм материального права, которые в решении приведены.

Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, направлены на субъективное толкование норм материального права и не могут повлечь отмену состоявшегося решения.

Вопрос о взыскании расходов на оплату услуг представителя разрешен судом первой инстанции с учетом требований ст. ст. 98, 100 ГПК РФ, оснований для отмены или изменения решения суда в этой части не имеется.

При определении размера судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика в разумных пределах, судом первой инстанции учтены имеющие значение обстоятельства: размер реально понесенных расходов, категория дела, объем оказанной юридической помощи, удовлетворение исковых требований ФИО4 в полном объеме.

Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм процессуального права, ошибочны и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

          решение Бутурлиновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> - без удовлетворения.

    

Председательствующий:

           

         Судьи коллегии: