по иску Пушилиной М.Я. к военному комиссариату Воронежской области о возложении обязанности обеспечить выплату единовременной доплаты к пенсии мужа



В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-5255

                                                                                                                     Строка № 54

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 сентября 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего      Федорова В.А.,

судей                                      Квасовой О.А., Лариной В.С.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лариной В.С.

гражданское дело по иску Пушилиной М.Я. к военному комиссариату Воронежской области о возложении обязанности обеспечить выплату единовременной доплаты к пенсии мужа за период с 01.01.1995 г. по 28.02.1998 г., о возложении обязанности выплатить единовременное пособие и пособие на погребение из пересчитанного размера пенсии (разницу)

по кассационной жалобе Пушилиной М.Я..

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 18 мая 2011 года

(судья райсуда Жемчужникова И.В.)

У С Т А Н О В И Л А:

Пушилина М.Я. обратилась в суд с названным иском, указывая, что ее супруг ФИО2, умерший 28.01.2007 г., являлся пенсионером Министерства обороны РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 18.10.2007 г. №1373с лицам, проходившим военную службу, производится единовременная доплата к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в связи с увеличением военнослужащим окладов по воинской должности на 25 процентов за службу в Вооруженных силах РФ на основании Постановления Правительства РФ от 07.12.1994 г. №1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных сил РФ, внутренних войск и органов внутренних дел - за период с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 года», в связи с чем Министру обороны РФ предписано в соответствии с п. «б» ч.1 ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 обеспечить выплату единовременной доплаты к пенсиям указанным лицам. По указанным основаниям истица обратилась в военный комиссариат Воронежской области, где ей сообщили о том, что она не имеет право на получение доплаты, поскольку право на ее получение имел муж истицы при жизни. Считая действия ответчика незаконными по тем основаниям, что члены семьи и она, как наследник после смерти мужа, имеют право на получение недополученных сумм пенсии умершего пенсионера, Пушилина М.Я. просила суд: обязать ответчика обеспечить выплату единовременной доплаты к пенсии мужа за период с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г. исходя из пересчитанного размера пенсии согласно Указа Президента РФ от 18.10.2007 г. №1373с; обязать ответчика выплатить единовременное пособие и пособие на погребение из пересчитанного размера пенсии (разницу) (л.д. 5-8).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 18.05.2011 г. в иске Пушилиной М.Я. было отказано (л.д. 24, 25-26).

В кассационной жалобе Пушилиной М.Я. ставится вопрос об отмене указанного решения суда, как незаконного и необоснованного (л.д. 27, 35-37).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным и обоснованным.

Из имеющихся материалов дела усматривается, что Пушилина М.Я. является женой умершего 28.01.2007 г. ФИО2, который ялвлся пенсионером Министерства обороны РФ (л.д. 11, 12). Судом было установлено, что ФИО2 при жизни с иском о взыскании недополученных сумм пенсии за период с 01.01.1995 г. по 28.02.1998 г. не обращался, данные суммы ему не начислялись.

Согласно Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования гарантируется (статья 35, части 1, 2 и 4).

В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное. Наследование, таким образом, относится к числу производных, то есть основанных на правопреемстве, способов приобретения прав и обязанностей.

Определяя состав наследственного имущества, статья 1112 ГК РФ предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом согласно пункту 2 данной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами. Право на пенсию в указанной норме непосредственно не упомянуто. Это, однако, не означает, что все права, принадлежащие на день смерти военному пенсионеру как субъекту пенсионных правоотношений, переходят в порядке универсального правопреемства к его наследникам.

Гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом. Реализация этого права предполагает не только возможность для лица - субъекта конкретного вида правоотношений по социальному обеспечению самостоятельно совершать определенные действия, но и требовать от иных участников (субъектов) данного правоотношения соблюдения его прав и совершения в его интересах соответствующих действий, а также возможность обращаться за судебной защитой своих прав в случае их нарушения. При этом реализация гражданином своего субъективного права на пенсионное обеспечение не может быть осуществлена без принятия правоприменительным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии.

Таким образом, право на пенсию, включающее право требовать установления и выплаты пенсии в надлежащем размере (то есть в размере, определенном в соответствии с законом), неразрывно связано с личностью конкретного гражданина - участника пенсионного правоотношения.

Определяя порядок наследования денежных средств, выплачиваемых гражданину в виде пенсии по социальному обеспечению, законодатель, учитывая общее предназначение пенсии как выплаты, которая предоставляется пенсионеру в качестве источника средств к существованию, в целях материальной поддержки членов его семьи и нетрудоспособных иждивенцев установил условия получения указанными лицами сумм пенсий, причитавшихся к выплате наследодателю-пенсионеру, но не полученных им при жизни, а также включения этих сумм в состав наследства.

В соответствии со ст. 1183 ГК РФ право на получение подлежащих выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм пенсий принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или не проживали; требования о выплате этих сумм должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства; при отсутствии у умершего членов семьи, проживавших совместно с ним, и нетрудоспособных иждивенцев или при непредъявлении в установленный срок этими лицами требований о выплате не полученных наследодателем при жизни сумм пенсий соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных данным Кодексом.

При приобретении наследниками в соответствии с гражданским законодательством права на получение сумм пенсии, подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни, у них не возникает право на получение пенсии наследодателя как особой социальной выплаты, установленной ему при жизни, - пенсионные правоотношения в случае смерти пенсионера прекращаются.

Из статьи 1183 ГК РФ следует, что право на получение соответствующих сумм пенсии наследники имеют только тогда, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни не были им получены. Статья 63 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» также предусматривает, что наследники имеют право на выплату им в порядке, установленном гражданским законодательством, только сумм пенсии, недополученных пенсионером в связи с его смертью.

Получение (выплата) причитающихся пенсионеру сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением права пенсионера на получение сумм пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие решения (акта) о выплате (начислении) ему пенсии (задолженности по пенсии) конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством, - либо органом, непосредственно осуществляющим пенсионное обеспечение, либо юрисдикционным органом, рассматривающим спор в рамках процессуальных правоотношений, возникающих в связи с социальным обеспечением граждан (вышестоящим органом или судом общей юрисдикции), куда пенсионер может обратиться в случае спора о праве на получение соответствующих сумм пенсий. При отсутствии оснований, влекущих обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплатить конкретному лицу пенсию в определенном размере (образовавшуюся по каким-либо причинам задолженность по пенсии), отношения по начислению, перечислению (переводу) и выплате сумм пенсий не возникают.

Наследники, поскольку они не являются субъектами конкретного вида правоотношения по пенсионному обеспечению, не вправе требовать предоставления им материального обеспечения, предусмотренного в рамках данного правоотношения, - природа и содержание их прав носят иной характер, их права производны от прав наследодателя только в части получения сумм пенсии, полагающихся ему к выплате, но не полученных им при жизни. Не обладая всеми иными правами наследодателя, которые в соответствии с законом он мог реализовать в результате вступления в пенсионные правоотношения, они не вправе совершать и действия, направленные на признание за наследодателем права на получение пенсии в размере, превышающем установленный ему при жизни, и возложение в связи с этим на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанности произвести начисление и выплату соответствующих сумм пенсии, что является личным субъективным правом гражданина как субъекта правоотношений по пенсионному обеспечению конкретного вида.

Поскольку, как уже было сказано, судом установлено, что недополученные суммы пенсии ФИО2 при жизни не начислялись, с учетом требований законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных Пушилиной М.Я. исковых требований.

Решение по существу является верным, соответствует фактическим материалам дела, установленным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Другие доводы кассационной жалобы Пушилиной М.Я. не опровергают выводов суда, в основном сводятся к субъективному толкованию норм материального права. Эти доводы не состоятельны и не могут повлечь отмены правильного по существу судебного решения (ст. 362 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Воронежа от 18 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Пушилиной М.Я. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:     1.                                                         2.