В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 04 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе: председательствующего Кузнецовой Л.В., судей Величковой З.И., Хныкиной И.В., с участием прокурора Годовниковой Е.С., при секретаре Бизяевой О.В.,- заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В. дело по иску прокурора Левобережного района г. Воронежа в интересах М.Г.А. к областному государственному учреждению «Управление социальной защиты населения Воронежской области» о признании незаконными действия по расчету денежной компенсации на оплату коммунальной услуги «отопление», об обязании произвести перерасчет денежной компенсации по кассационной жалобе ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» на решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 10 августа 2011 года (судья райсуда Кочергина О.И.), У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Левобережного района г. Воронежа в интересах М.Г.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области», указывая, что М.Г.А., … года рождения, инвалид … группы по общему заболеванию, состоит на учете в филиале ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Левобережного района г. Воронежа в базе данных «Социальный паспорт гражданина» по категории «участник Великой Отечественной войны - инвалид». Проверкой прокуратуры района установлено, что расчет и выплата ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальной услуги «отопление» с 01.01.2009 года М.Г.А. производится с нарушением закона. При расчете и выплате указанной ежемесячной денежной компенсации ответчик в лице филиала ОГУ руководствовался нормативами потребления отопления, установленными постановлением главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 №… «Об утверждении нормативов потребления отопления». Однако данные нормативы утверждены для потребителей-граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, при отсутствии приборов учета и применяются при круглогодичной оплате отопления. Жилой дом, в котором проживает М.Г.А., оборудован общедомовым прибором учета теплоэнергии (ОДПУ). Плата за отопление для потребителей, проживающих в данном доме, рассчитывается исходя из показаний приборов учета теплоэнергии по формулам, определенным п.п. 2 п. 2 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». М.Г.А. оплачивает отопление в течение отопительного сезона, т.е. с середины октября по середину апреля по показаниям общедомового прибора учета теплоэнергии. С учетом уточненных исковых требований прокурор просил признать незаконными действия ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» в лице филиала ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Левобережного района г. Воронежа по расчету и выплате денежной компенсации на оплату коммунальной услуги «отопление» М.Г.А.с учетом норматива потребления отопления в размере 0,007 Гкал/кв.м общей площади жилых помещений с 01.01.2009 г.; обязать ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» в лице филиала ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Левобережного района г. Воронежа произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальной услуги «отопление» М.Г.А.с 01.01.2009 г. по 01.05.2011 г. в размере 50% расходов, понесенных М.Г.А. на оплату коммунальной услуги «отопление»; обязать ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» в лице филиала ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Левобережного района г. Воронежа рассчитывать и выплачивать денежную компенсацию на оплату коммунальной услуги «отопление» М.Г.А. с 01.05.2011 г. в размере 50 процентов расходов, понесенных М.Г.А.на оплату коммунальной услуги «отопление» до утверждения норматива потребления коммунальной услуги «отопление» органом государственной власти субъекта РФ в установленном порядке (л.д. 4-10, 203-210). Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 10 августа 2011 года требования прокурора Левобережного района г. Воронежа удовлетворены (л.д. 226-227, 228-242). В кассационной жалобе ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» ставится вопрос об отмене указанного решения суда, как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права (л.д. 244-245, 252-258). Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, прокурора Годовниковой Е.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что М.Г.А. зарегистрирован и проживает по адресу: г. Воронеж, …, д. …, кв. …, является инвалидом …группы, приравнен к инвалидам Великой Отечественной войны, на него распространены льготы, установленные статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Жилой дом, в котором проживает М.Г.А. оборудован общедомовым прибором учета теплоэнергии (л.д. 60). Удовлетворяя требования прокурора Левобережного района г. Воронежа, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку статьей 14 ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны гарантировано предоставление меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (в т.ч. тепловой энергии - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), а нормативы потребления данных услуг для граждан, проживающих в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии не определены, при предоставлении мер социальной поддержки такой категории граждан необходимо исходить из 50 процентов понесенных расходов на коммунальные услуги до утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации норматива потребления коммунальной услуги «отопление» в установленном порядке. В связи с чем, районный суд пришел к выводу о том, что действия ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» в лице филиала ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Левобережного района г. Воронежа по расчету и выплате денежной компенсации истцу на оплату коммунальной услуги «отопление» с учетом норматива потребления отопления в размере 0,007 Гккал/кв.м общей площади жилых помещений, установленного постановлением главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008г. № … «Об утверждении нормативов потребления отопления» являются незаконными. С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям. Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 14) предусмотрено, что инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Согласно статье 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Законом Воронежской области от 14.11.2008 г. № 97-03 «О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Воронежской области в денежной форме» (статьи 1, 2) определено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, полномочия по оказанию которых переданы органам государственной власти Воронежской области, предоставляются отдельным категориям граждан в форме денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, предоставляемой на условиях и в порядке, определенном статьей 15 Закона Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области». В соответствии со статьей 15 Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. №103-0З (в ред. от 13.07.2009) «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» денежная компенсация предоставляется ежемесячно в размерах, установленных настоящим Законом Воронежской области, организацией, уполномоченной исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере труда и социального развития, по месту жительства граждан. Денежная компенсация определяется для каждого получателя в зависимости от категории, к которой он относится, условий его проживания, а также с учетом нормативов потребления коммунальных услуг, тарифов и объемов фактически оказанных услуг по информации, представляемой организациями жилищно-коммунального комплекса и (или) осуществляющими начисление платежей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Расчет денежной компенсации производится уполномоченной организацией на основании сведений, полученных от организаций жилищно-коммунального хозяйства и (или) осуществляющих начисление платежей (в том числе энергоснабжающих и газоснабжающих организаций), об объемах фактически оказанных услуг, предоставляемых в соответствии с заключенными договорами (соглашениями). Форма представления сведений об объемах оказанных услуг устанавливается нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Воронежской области в сфере труда и социального развития. Приказом Департамента здравоохранения и социального развития Воронежской области от 06.02.2009 N 158/ОД «О порядке осуществления выплаты денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в соответствии со статьей 15 Закона Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» областное государственное учреждение "Управление социальной защиты населения Воронежской области" и его филиалы определено уполномоченной организацией, ответственной за назначение и выплату денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, определенных федеральным и областным законодательством, по месту их жительства. Как установлено судом, расчет денежной компенсации на оплату коммунальной услуги «отопление» в оспариваемый период М.Г.А. производился ответчиком с учетом норматива потребления отопления 0,007 Гкал/кв.м общей площади жилых помещений, установленного с 01.01.2009 г. постановлением главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. № … «Об утверждении нормативов потребления отопления». Иных нормативов потребления отопления для граждан утверждено не было. Более того, суд в решении указал, что нормативы потребления отопления при сезонной оплате коммунальной услуги «отопление», а равно при оборудовании дома общедомовым прибором учета теплоэнергии на территории городского округа город Воронеж и Воронежской области с 01.01.2009 г. не определены. Признавая действия ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» по расчету и выплате денежной компенсации на оплату коммунальной услуги «отопление» М.Г.А. незаконными, районный суд не указал в решении закон, которому не соответствуют действия ответчика, и который устанавливал бы возможность исчисления ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальной услуги «отопление», исходя из фактического объема оказанной услуги, и не учел, что оспариваемые действия совершены уполномоченным органом с соблюдением порядка их совершения и в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего данные правоотношения. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что оснований для признания незаконными оспариваемых действий не имелось, а прокурор избрал ненадлежащий способ защиты прав истца. При указанных обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но неправильно истолкованы нормы материального права, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом у истца не утрачена возможность защиты своих прав в случае, если они нарушены или оспорены, установленным законом способом. Руководствуясь ст. ст. 361-363 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 10 августа 2011 года отменить, принять новое решение: в удовлетворении исковых требований прокурора Левобережного района г. Воронежа в интересах М.Г.А. к областному государственному учреждению «Управление социальной защиты населения Воронежской области» о признании незаконными действия по расчету денежной компенсации на оплату коммунальной услуги «отопление», обязании произвести перерасчет денежной компенсации - отказать. Председательствующий: Судьи коллегии: