В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д Д е л о № 33-6296 Строка 27 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е «10» ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе: Председательствующего: Лариной В.С., судей: Меремьянина Р.В., Сухова Ю.П., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сухова Ю.П. гражданское дело по иску Кретова к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области о включении в специальный стаж периодов работы, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельбности; по кассационной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области на решение Таловского районного суда Воронежской области от 16 августа 2011 года; (судья районного суда Лебедева О.В.), У С Т А Н О В И Л А : Кретов А.П. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области, в котором просил обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислениипериоды работы в МУЗ «***» с 01.09.1994 года по 31.10.1999 года, с 01.12.2000 года по 31.12.2000 года, с 01.11.1999 года по 31.10.2000 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога реанимационного отделения Таловского ТМО; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05.09.1994 года - 23.12.1994 года, с 01.11.2000 года - 30.11.2000 года, с 01.09.2005 года - 26.10.2005 года, с 11.10.2010 года - 20.11.2010 года, также признать за ним право на указанную пенсию и обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с 28 июня 2011 года. В обоснование заявленного иска указывал, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области, оформленным протоколом № 93 от 08.07.2011 года, Кретову А.П. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 25 лет. Решением Таловского районного суда Воронежской области от 16 августа 2011 года исковые требования Кретова А.П. были удовлетворены в полном объеме (л.д.99-105). В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, так как судом нарушены нормы материального права (л.д. 106-1079). Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание судебной коллегии не явились, в связи с чем, на основании статьи 354 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмене постановленного решения по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Полномочия суда кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления закреплены в статье 361 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке содержатся в положении статьи 362 ГПК РФ. Судом первой инстанции в соответствии с требованиями части 2 статьи 56 ГПК РФ правильно были определены - предмет спора, юридически значимые обстоятельства и установлены фактические обстоятельства. При разрешении возникшего спора судом правильно были применены нормы материального права, регулирующие возникшие спорные правоотношения. Согласно подпункта 20 п. 1 статьи 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" №173-ФЗ от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости может быть назначена лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Как следует из материалов дела и это установлено судом, Кретов А.П. в периоды с 01.09.1994 года по 31.10.1999 года, с 01.12.2000 года по 31.12.2000 года, с 01.11.1999 года по 31.10.2000 года работал в должности врача анестезиолога-реаниматолога реанимационного отделения Таловского ТМО (впоследствии МУЗ «Таловская ЦРБ»). Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ по Таловскому району Воронежской области, оформленным протоколом № 93 от 08.07.2011 года, Кретову А.П. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 25 лет. В специальный трудовой стаж не были включены периоды его работы в в качестве врача-анестезиолога реанимационного отделения Таловского ТМО и периоды нахождения на курсах повышения квалификации (л.д. 24-27, 45-49). Включая в специальный трудовой стаж истца, периоды работы в должности врача-анестезиолога-реаниматолога реанимационного отделения Таловского ТМО в период с 01.09.1994 года по 31.12.2000 года, районный суд исходил из того, что указанная работа истца подлежит включению в специальный трудовой стаж в льготном исчислении, поскольку отсутствие в указанных Списках такого учреждения как ТМО не является основанием для отказа истцу во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью спорных периодов работы, так как Кретов А.П. работала в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в одном и том же лечебном учреждении, и выполнял именно лечебную деятельность по охране здоровья населения. Должностные обязанности истца не менялись в период изменения статуса учреждения (его наименования), поэтому признал, что спорный период работы подлежит включению в специальный стаж. Судебная коллегия согласна с выводами районного суда, поскольку они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам. На момент осуществления деятельности истца, действовал Список должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. Согласно п.п. 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 периоды работы до 1 ноября 1999 года в должностях, связанных с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, могут быть засчитаны в льготном порядке - 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) как 1 год и 3 месяца. На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 врачи-анестезиологи-реаниматологи отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии имели право на льготное исчисление трудового стажа - 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, которое было подтверждено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, а также действующим Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781. При этом, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения за периоды работы до 01.11.1999 г. может определяться на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464, пунктом 2 которого предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет зачисляется лечебная и иная работа по охране здоровья населения в лечебно-профилактических учреждениях независимо от ведомственной подчиненности учреждений. Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 464 от 6.09.1991г., в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. утверждены «Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». На момент осуществления лечебной деятельности Кретовым А.П., действовал Список должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009), такое структурное подразделение как палата интенсивной терапии не предусмотрено, но судом было установлено, что несмотря на несоответствие дословного наименования структурного подразделения (палаты), содержанию Списков, фактически, она исполняла обязанности врача анестезиолога-реаниматолога в палате реанимации и интенсивной терапии в кардиологическом отделении. Кроме того, согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" от 20.12.2005 N 25, неточность наименования структурного подразделения носит формальный характер и не должна повлечь нарушения права работника на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, которую он заработала, осуществляя лечебную деятельность по охране здоровья населения в сложных условиях, которые законодатель посчитал необходимым компенсировать льготным исчислением стажа. Анализируя содержание вышеуказанных правовых норм, судебная коллегия считает, что вывод районного суда о том, что спорный период трудовой деятельности истца подлежит включению в специальный трудовой стаж, в льготном исчислении, является правомерным. Помимо этого, суд установил, что в периоды с 05.09.1994 года - 23.12.1994 года, с 01.11.2000 года - 30.11.2000 года, с 01.09.2005 года - 26.10.2005 года, с 11.10.2010 года - 20.11.2010 года, Кретов А.П. находился на курсах повышения квалификации, при этом за ним сохранялось его рабочее место и ему начислялась и выплачивалась заработная плата. В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Таким образом, районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно принял решение об удовлетворении иска. Вывод суда мотивирован и подтвержден устными и письменными доказательствами, в том числе справкой уточняющей характер работ, имеющимися в материалах гражданского дела, которым судом, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ была дана надлежащая правовая оценка. Нормы материального права применены верно, исходя из существа спорных правоотношений. При таких обстоятельствах решение районного суда является законным и обоснованным, постановленным при правильном толковании правовых норм и с соблюдением требований процессуального законодательства. Доводы жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьями 362-364 ГПК РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает. На основании изложенного и руководствуясь статьями 347, 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия - О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Таловского районного суда Воронежской области от 16 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Таловскому району Воронежской области - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи коллегии: