В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д Строка №63 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 17 июля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе: председательствующего Лариной В.С., судей Данцер А.В., Сухова Ю.П., при секретаре Петрыкиной М.А.,- заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцер А.В., гражданское дело по заявлению Крылова С.В. о признании отказа администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о предоставлении информации незаконным, по апелляционной жалобе администрации Рамонского муниципального района Воронежской области на решение Рамонского районного суда Воронежской области от 16 февраля 2012 года (судья Бородкин С.А.) У С Т А Н О В И Л А : Крылов С.В. обратился в суд с заявлением о признанииотказа администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о предоставлении информации незаконным. В обоснование заявленных требований указал, что 19.12.2011 он обратился в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области с письменным запросом о предоставлении информации - перечня муниципальных правовых актов Рамонского муниципального района с указанием их номера, даты издания и наименования, принятых с 01.01.2008 года по настоящее время. Ответом от 18.01.2012г. за №186 ему было отказано в удовлетворении запроса, то есть в предоставлении информации. Полагает, что такой отказ в предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления является неправомерным, нарушает нормы Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Просит признать отказ (бездействие) администрации Рамонского муниципального района в предоставлении информации незаконным, обязать администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области предоставить ему - Крылову С.В. полный перечень муниципальных правовых актов Рамонского муниципального района с указанием их номера, даты издания и наименованием, изданных в период с 01.01.2008 года по настоящую дату или иным образом предоставить Крылову С.В. доступ к запрашиваемой информации (л.д.4). Решением Рамонского районного суда Воронежской области от 16 февраля 2012 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным отказ Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в предоставлении доступа Крылову С.В. к информации, содержащей перечень принятых органом местного самоуправления правовых актов. На Администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области возложена обязанность предоставить Крылову С.В. доступ к информации, содержащей перечень всех принятых Администрацией Рамонского района Воронежской области правовых актов за период с 01.01.2008 г. по настоящее время, с соблюдением требований статьи 7 Федерального закона № 261-ФЗ «О персональных данных» о запрете распространения персональных данных без согласия субъектов этих данных (л.д.82-85). В апелляционной жалобе представитель администрации Рамонского района Воронежской области просит отменить постановленное решение как незаконное и необоснованное (л.д.90-93). Крылов С.В.,надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явился, в связи с чем, судебная коллегия на основании ч.1 ст. 327 и ч.3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие. Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации Рамонского муниципального района Пономаревой Л.Р., представителя Крылова С.В. по доверенности Болотовского С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права. Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления закреплены в статье 328 ГПК РФ. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 19 декабря 2011г. Крылов С.В. обратился в администрацию Рамонского муниципального района с заявлением о предоставлении полного перечня муниципальных правовых актов Рамонского муниципального района с указанием их номера, даты издания и наименованием (л.д.13). Ответом администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 18.01.2012 года №186 Крылову С.В. было отказано в удовлетворении запроса, со ссылкой на то, что в заявлении Крылов С.В. не указал, каким образом запрашиваемая им информация затрагивает его права и свободы. Также было указано, что муниципальные правовые акты Рамонского муниципального района официально опубликовываются или обнародуются. В ответе было сообщено о местах размещения текстов муниципальных правовых актов и об их публикации в районной газете «Голос Рамони» или в официальном издании органов местного самоуправления Рамонского муниципального района «Муниципальный вестник» (л.д.14). Удовлетворяя заявленные требования Крылова С.В., суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку изданные администрацией Рамонского муниципального района правовые акты в заявленный период относятся к непосредственной деятельности органа местного самоуправления, то отказ администрации Рамонского муниципального района в предоставлении Крылову С.В. информации по тому основанию, что им не указано, каким образом запрашиваемая информация затрагивает его права и свободы, не может быть признан обоснованным. Также суд указал, что отказ администрации Рамонского муниципального района в предоставлении доступа Крылову С.В. к информации, содержащей перечень принятых органом местного самоуправления правовых актах, является незаконным. С такими выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям. Согласно п.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу п.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Таким образом, осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом. Таким законами, в частности, являются Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ) и Федеральный закон от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон №8-ФЗ). В соответствии со ст.8 Закона №149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ч.1). Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ч.2). Не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну) (ч.4 п.3). В соответствии со ст.1 Закона №8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. В соответствии со ст.5 того же Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Согласно ст.9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.1). Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (ч.2). Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами (ч.8). Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных (ч.9). Из системного толкования названных норм права в их взаимосвязи следует, что граждане имеют право на доступ к любой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации, отнесенной федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом. В соответствии со ст.20 Закона №8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если: содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п.1 ч.1); запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа (п.4 ч.1); в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией (п.6 ч.1) и др. Из существа заявления, с которым Крылов С.В. обратился в администрацию Рамонского муниципального района 19 декабря 2011 г., усматривается, что заявитель просил предоставить ему полный перечень муниципальных правовых актов с указанием их номера, даты издания и наименованием. В соответствии с п.3 ст.8 Закона №8-ФЗ пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен. Как видно из текста заявления, необходимость получения запрашиваемой информации - полного перечня муниципальных правовых актов, Крыловым С.В. не была обоснована. Между тем, муниципальные правовые акты носят как нормативный, так и ненормативный характер, и являются не только информацией о деятельности органа местного самоуправления, но и содержат сведения о конкретных лицах, в отношении которых такие акты принимаются, т.е. конфиденциальную информацию. Такая информация, как правило, содержится и в наименованиях принимаемых постановлений. Поэтому положения п.3 ст.8 Закона №8-ФЗ в данном случае неприменимы. Согласно ст. 50 Устава Рамонского муниципального района воронежской области в систему муниципальных правовых актов входят: Крылов В.С. обратился в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области с требованиями о предоставлении полного перечня муниципальных правовых актов Рамонского муниципального района, а не только правовых актов, принятых администрацией.С такими же требованиями Крылов В.С. обратился и в суд, при этом просил обязать администрацию Рамонского муниципального района предоставить ему полный перечень муниципальных правовых актов в указанный период без исключения какой-либо информации. Согласно ст. 35 Устава администрация Рамонского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган Рамонского муниципального района, (далее администрация муниципального района) наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской области. Согласно статьи 34 Устава глава администрации муниципального района подконтролен и подотчетен Совету народных депутатов, предоставляет Совету народных депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации муниципального района, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом народных депутатов, обеспечивает осуществление администрации муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами. К государственным полномочиям, переданным органам местного самоуправления, в частности, относятся полномочия по организации осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также отдельных категорий граждан, по предоставлению компенсаций и выплате пособий и др. Конфиденциальность персональных данных (фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу) относится к категории ограниченного доступа, что предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и др. Исходя из содержания приведенных выше положений закона, органы местного самоуправления обязаны предоставлять любым заинтересованным лицам информацию свободного доступа, а также сведения о фактах, затрагивающих их права, свободы и законные интересы. Проведение органом местного самоуправления соответствующей аналитической работы по устранению из постановлений конфиденциальной информации и составления соответствующего перечня для предоставления их по запросам, действующим законодательством не предусмотрено. Каких-либо доказательств того, что запрашиваемая заявителем информация затрагивает его права и законные интересы, непосредственно связана с защитой его прав, Крыловым С.В. не представлено. Не было об этом указано и в заявлении, поданном в администрацию Рамонского муниципального района. В ответе на заявление Крылова С.В. администрацией Рамонского муниципального района даны необходимые разъяснения и указаны источники получения заявителем официальной информации свободного доступа. В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Оснований для признания незаконным отказа администрации Рамонского муниципального района в предоставлении Крылову С.В. полного перечня муниципальных правовых актов Рамонского муниципального района Воронежской области с указанием их номера, даты издания и наименования, изданных в период с 01.01.2008 по настоящее время, не имеется, поскольку возможность защиты права в порядке главы 25 ГПК РФ напрямую зависит от того, нарушено ли конкретное субъективное право заявителя. Между тем, в данном случае заявитель не обосновал, какие его права были нарушены ответом администрации Рамонского муниципального района Воронежской области. В тоже время сам по себе факт не предоставления информации (полного перечня муниципальных правовых актов) о таких нарушениях не свидетельствует. При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания полагать, что права заявителя на получение информации, гарантированные п.4 статьей 29 Конституции РФ, ч. 5 статьи 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» были нарушены либо ограничены, а соответственно и отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований. Принимая во внимание, что ответ Крылову С.В. дан в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий, в установленный законом срок, а несогласие заявителя с содержанием оспариваемого ответа не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия, руководствуясь положением ч. 4 статьи 258 ГПК РФ считает, что заявленные Крыловым С.В. требования не подлежат удовлетворению ввиду их необоснованности. С учетом изложенного и в соответствии со ст. 328 ГПК РФ, решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ. Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия - О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Рамонского районного суда Воронежской области от 16 февраля 2012 года отменить, принять по делу новое решение. В удовлетворении заявления Крылова С.В. о признании отказа (бездействия) администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления незаконным, возложении на администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области обязанности предоставить Крылову С.В. полный перечень муниципальных правовых актов Рамонского муниципального района с указанием их номера, даты издания и наименования- отказать. Председательствующий: Судьи коллегии: