В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д Дело № 33 - 4408 Строка №63 «21» августа 2012 г. судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе: председательствующего Квасовой О.А., судей Жуковой Н.А., Иванцовой Г.В., при секретаре Поляковой К.А.,- заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Иванцовой Г.В. гражданское дело по заявлению Фомина И.В. о признании отказа (бездействия) администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления незаконным, и обязании предоставить полный перечень муниципальных правовых актов Рамонского муниципального района с указанием их номера, даты издания и наименования, за период с 01.01.2008г. по настоящее время, или иным образом предоставить доступ к запрашиваемой информации по апелляционной жалобе Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области на решение Рамонского районного суда Воронежской области от 28 февраля 2012 года (судья райсуда Кошелева С.А.), У С Т А Н О В И Л А : Фомин И.В. обратился в суд с заявлением о признании отказа (бездействия) Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления незаконным, и обязании предоставить полный перечень муниципальных правовых актов Рамонского муниципального района с указанием их номера, даты издания и наименования, за период с 01.01.2008г. по настоящее время, или иным образом предоставить доступ к запрашиваемой информации. В обоснование требований указал, что 19 декабря 2011 года он направил запрос в администрацию о предоставлении перечня муниципальных правовых актов администрации Рамонского муниципального района воронежской области, принятых с 01.01.2008г. по 19.12.2011г. Ответом от 18.01.2012г. за № 185 администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области Фомину И.В. отказано в предоставлении информации по причине того, что из полученного запроса не представляется возможным определить каким образом запрашиваемая информация затрагивает его права и свободы. Считая такой отказ незаконным, Фомин И.В. обратился в суд с соответствующим заявление. Решением Рамонского районного суда Воронежской области от 28 февраля 2012 года заявление Фомина И.В. фактически удовлетворено, суд признал отказ в предоставлении доступа к информации заявителю незаконным и обязал Администрацию предоставить заявителю доступ к информации, содержащей перечень всех принятых Администрацией правовых актов за период с 01.01.2008 года по день вынесения решения с соблюдением требований ст.7 ФЗ №153-ФЗ «О персональных данных» о запрете распространения персональных данных без согласия субъектов этих данных. В апелляционной жалобе администрации Рамонского муниципального района ставится вопрос об отмене решения как незаконного, необоснованного. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Пономареву Л.Р., представителя заявителя Болотовского С.В., суд апелляционной инстанции приходит к следующему. В соответствии с ч.2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Порядок предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также вышеуказанные конституционные принципы, регламентирующие правоотношения, возникающие в сфере получения гражданами информации раскрыты и регламентированы, в том числе, Федеральным законом от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В соответствии с ч.5 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» лицо желающее получить доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления не обязано обосновывать необходимость такого ее получения. Согласно п.3 ч.4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть органичен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В то же время согласно ч.3 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм, регламентирующих базовое, конституционное право гражданина на получение информации, можно сделать вывод, что не смотря на отсутствие у гражданина обязанности подтверждать необходимость получения такой информации, данная информация, о получении которой он обращается в органы государственной власти, безусловно, должна каким-либо образом затрагивать его права и свободы. Фомин И.В., обратившись в суд за обжалованием действий администрации Рамонского муниципального района в связи с неполучением запрашиваемой информации о предоставлении перечня постановлений, изданных администрацией Рамонского муниципального района за период с 01.01.2008г. по день вынесения решения суда - не указал никаких оснований, свидетельствующих о том, что запрашиваемая информация затрагивает или может затрагивать непосредственно его права и свободы. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований у суда первой инстанции признавать незаконным отказ органа местного самоуправления в предоставлении такого рода информации Фомину И.В. Кроме того, в соответствии с п.1 ч.5 ст.2 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» действие данного Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления. Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). В соответствии с п.4 ч.1 ст. 20 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа. Из чего следует, что в случае, если запрашиваемая гражданином информация содержит любые сведения прямо или косвенно относящиеся к третьим лицам (иным граждан), то в предоставлении такой информации должно быть отказано. Данный вывод подтверждается также конституционным принципом ограничения права на получение гражданином информации относительно частной жизни иного лица без его согласия (ч.1 ст. 24 Конституции РФ). Фомин И.В. просил предоставить ему перечень муниципальных правовых актов (без каких-либо изъятий) изданных в Рамонском муниципальном районе за период с 01.01.2008г. по день вынесения решения суда. Между тем, муниципальные правовые акты могут носить как нормативный характер, так и ненормативный и могут содержать сведения о конкретных лицах, в отношении которых такие акты принимаются, то есть персональные данные. При этом такие данные содержатся в самом названии документа. С учетом сказанного, предоставление запрашиваемой информации нарушило бы вышеприведенные правовые нормы и конституционные принципы, что недопустимо. Решение суда о возложении на Администрацию обязанности по предоставлению доступа к информации, содержащей перечень всех принятых администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области постановлений, с соблюдением требований ст. 7 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» о запрете распространения персональных данных без согласия субъектов этих данных, законным быть признано не может, поскольку такие требования Фоминым И.В. (о предоставлении информации с какими-либо исключениями) не заявлялись. В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявления Фомина И.В. необоснованным. К тому же, в соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Таким образом, возможность защиты права в порядке Главы 25 ГПК РФ непосредственно связана с нарушением органом государственной власти, органом местного самоуправления какого-либо субъективного права заявителя. Поскольку Фомин И.В. не обосновал, какие конкретно его права были нарушены отказом администрации в предоставлении запрашиваемой информации, оснований для признания незаконным отказа не имеется, так как сам по себе факт не предоставления информации не свидетельствует о нарушении права Фомина И.В. (как-то в случае получения информации ради информации, т.е. из любопытства). Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено с в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции по основаниям п.3 ч.1 ст.330 ГПК РФ и принять по делу новое решение в силу п.2 ст.328 ГПК РФ, отказав Фомину И.В. в удовлетворении заявления. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Рамонского районного суда Воронежской области от 28 февраля 2012 года отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении заявления Фомина Ивана Васильевича о признании отказа (бездействия) администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления незаконным, и обязании предоставить полный перечень муниципальных правовых актов Рамонского муниципального района с указанием их номера, даты издания и наименования, за период с 01.01.2008г. по настоящее время, или иным образом предоставить доступ к запрашиваемой информации - отказать. Председательствующий: Судьи коллегии: