с. Романова Г.Н. 44у-40/2011
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
суда надзорной инстанции
г. Волгоград 09 февраля 2011 года
Президиум Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Потапенко С.В.,
членов президиума: Злобина С.В., Чаркина С.А., Касьяна В.М., Петровой Л.П., Соловьёвой Н.А., Зарубина А.В.
рассмотрел дело по надзорному представлению прокурора Волгоградской области Чурикова В.В. на постановление Калачёвского районного суда Волгоградской области от 09 ноября 2007 года, которым
Дьякину Ф.В., родившемуся ..., осужденному ...,
- отменено условное осуждение и он направлен для отбывания наказания в виде 2 лет лишения свободы в колонию-поселение.
Дьякину Ф.В. объявлен розыск и избрана мера пресечения в виде заключения под стражу для доставки конвоем в колонию-поселение.
Срок наказания исчислен Дьякину Ф.В. со дня его задержания.
В срок отбытия наказания зачтено время содержания под стражей до судебного разбирательства с 12 мая 2007 года по 11 июля 2007 года.
В кассационном порядке постановление не обжаловано.
В надзорном представлении прокурор Волгоградской области Чуриков В.В. ставит вопрос об отмене постановления, как постановленного с нарушением УПК РФ.
Заслушав доклад члена президиума Волгоградского областного суда Свиридовой Ю.В., изложившей обстоятельства дела, сущность постановления, мотивы надзорного представления и постановления о возбуждении надзорного производства, мнение и.о. прокурора Волгоградской области Русяева А.М., поддержавшего доводы надзорного представления,
президиум Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л:
приговором Калачёвского районного суда Волгоградской области ... Дьякин Ф.В. осужден по ....
Указанным выше постановлением решен вопрос об отмене условного осуждения и направлении Дьякина Ф.В. в места лишения свободы для отбывания наказания, назначенного приговором суда.
В надзорном представлении прокурор Волгоградской области Чуриков В.В. ставит вопрос об отмене постановления и направлении дела на новое судебное рассмотрение, мотивируя тем, что, отменяя условное осуждение Дьякину, суд пришёл к выводу о том, что тот скрылся от контроля уголовно-исполнительной инспекции, однако при этом не учтено, что Дьякин не встал на учет в уголовно-исполнительной инспекции, следовательно, последняя не могла осуществлять контроль за осужденным, что противоречит ч.1 ст.188, ст.190 УИК РФ.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы надзорного представления и постановления о возбуждении надзорного производства, президиум находит постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.74 УК РФ суд вправе по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, принять решение об отмене условного осуждения и исполнении приговора в части наказания, назначенного судом первой инстанции, в случае систематического или злостного неисполнения таким лицом в течение испытательного срока возложенных на него обязанностей, либо если условно осужденный скрылся от контроля.
Решение об отмене условного осуждения разрешается в присутствии лица, в отношении которого принимается такое решение, за исключением случая, когда подтверждено, что условно осужденный скрылся от контроля.
Данное требование закона судом нарушено.
В статьях 187 и 188 УИК РФ указано на то, что контроль за поведением условно осужденного осуществляется по месту его жительства и возможен лишь после постановки его на учёт.
Из материалов дела видно, что уголовно-исполнительной инспекцией подано представление об отмене условного осуждения Дьякину Ф.В., который, по их мнению, скрылся от контроля.
Суд принял указанное выше решение, однако не учёл требование закона, обязывающего рассматривать данное представление в присутствии лица, в отношении которого разрешается вопрос об отмене условного осуждения.
Однако, поскольку были приняты меры к истребованию данных о местонахождении осужденного, и было установлено, что тот не находится на территории Калачёвского района и Волгоградской области, суд при рассмотрении представления УИИ обязан был разрешить вопрос о рассмотрении данного материала с назначением по делу адвоката, который бы в силу закона представлял интересы осужденного Дьякина Ф.В., что соответствует общему принципу, закрепленному в ст.399 УПК РФ рассматриваются с участием прокурора.
При таких обстоятельствах постановление суда нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене.
Одновременно президиум приходит к выводу о возможности прекращения производства по делу, как это предусматривает п.2 ч.1 ст.408 УПК РФ, по следующим основаниям.
В соответствии с п. а ч.1 ст.57 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) - выдача не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
Из материалов дела усматривается, что по сообщению прокурора Калачёвского района Волгоградской области № 8-67 от 10.08.2009 г. объявленный в розыск Дьякин Ф.В. задержан на территории р. Узбекистан, гражданином которой он является. Однако, учитывая данный факт и положения п. а ч.1 ст.57 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам отсутствуют основания для направления требования о выдаче Дьякина Ф.В.
По сообщению начальника ОВД по Калачёвскому району Волгоградской области разыскиваемый по постановлению суда с применением меры пресечения в виде заключения под стражу по линии Интерпола Дьякин Ф.В. был задержан 24.07.2009 года и водворен в СИ-1 ГУИН МВД РУЗ г. Ташкента. Однако в августе 2009 года Дьякин Ф.В. на основании решения прокуратуры г. Ташкента был освобожден из-под стражи.
Таким образом, исполнение данного приговора невозможно в силу указанной выше Конвенции, то есть в связи с невыдачей Дьякина Ф.В. Российской Федерации.
Кроме того, отменяя постановление об условном осуждении, становится очевидным преюдициальное значение самого приговора от 11 июля 2007 года, согласно которому Дьякин Ф.В. осужден по ст.73 УК РФ, то есть условно, с испытательным сроком 2 года.
В соответствии с требованиями ч.3 ст.73 УК РФ испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
Как видно из распоряжения об исполнении вступившего в законную силу приговора (л.д.2) приговор вступил в законную силу 24 июля 2007 года.
Таким образом, с учётом данной нормы закона, испытательный срок истёк 12 июля 2009 года, что свидетельствует об отсутствии необходимости рассмотрения представления УИИ № 5 об отмене условного осуждения в отношении Дьякина Ф.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст.407 и ст.408 УПК РФ, президиум Волгоградского областного суда
п о с т а н о в и л:
1. Надзорное представление прокурора Волгоградской области Чурикова В.В. удовлетворить частично.
2. Постановление Калачёвского районного суда Волгоградской области от 09 ноября 2007 года в отношении Дьякина Ф.В. отменить, производство по делу прекратить.
Председательствующий подпись С.В. Потапенко
Верно.
Судья Волгоградского областного суда Ю. В. Свиридова