Судья: Набиев Р.Г. Дело № 07р- 299/11
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 25 мая 2011 года.
Судья Волгоградского областного суда Сарбасов М.Н.,
При секретаре Якуниной А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении управляющего ТСЖ «Берег» Бойко Сергея Александровича по его жалобе на решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 апреля 2011 года,
у с т а н о в и л:
постановлением Государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов от 16 марта 2011 года № 34/181-03-11 управляющий ТСЖ «Берег» Бойко С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Поданная Бойко С.А. жалоба в Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда на указанное постановление удовлетворена частично, постановление отменено, производство по делу прекращено за малозначительностью.
В жалобе в Волгоградский областной суд Бойко С.А. просит решение районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Бойко С.А. Смирнову М.В., поддержавшую жалобу, возражения на жалобу представителя Государственной инспекции Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов Калинченко А.А., проверив законность и обоснованность решения судьи, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 183-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Поводом для привлечения Бойко С.А. послужили следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды от 22 декабря 2010 года № 146 была проведена проверка в отношении ТСЖ «Берег» по поводу соблюдения обязательных требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Из акта проверки от 10 марта 2011 года № 34/125-03-11 следует, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ТСЖ «Берег» (адрес регистрации: <адрес>,) установлено, что Товарищество собственников жилья «Берег» согласно уставу от 17 сентября 2004 года является некоммерческой организацией и создано в соответствии с Федеральным законом «О товариществах собственников жилья» 14.10.2004 года свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 34 № 002014243.
Деятельность ТСЖ «Берег» осуществляется по адресу: <адрес>, (территория собственников жилья берег), подсобное помещение в виде сторожки (пост № 1) общей площадью ориентировочно 30 м. Согласно справки, предоставленной управляющим, численность работников ТСЖ «Берег» составляет 6 человек.
В результате хозяйственной деятельности ТСЖ «Берег» собирает и накапливает на своих объектах и территории отходы производства и потребления, образующиеся в результате деятельности товарищества, для дальнейшей передачи их другим лицам на транспортирование и размещение, без отчуждения своих прав на собственность по образующимся в результате деятельности отходам, в собственность другому лицу (согласно договора ВРКП ТБО № 4459/10 от 20.11.2009 года на оказание услуг по транспортировке и размещению отходов, заключенному с ООО «<данные изъяты>»).
У товарищества: не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР) в целях уменьшения количества их образования, что является нарушением требований ст. ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст.ст. 24, 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды»; отсутствуют паспорта на отходы I, IV класса опасности, образующиеся в результате деятельности ТСЖ «Берег», в установленном порядке согласованные территориальным органом МПР РФ, также отсутствуют свидетельства о классах опасности данных отходов, выдаваемые территориальным органом МПР РФ, что является нарушением требований ч.ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона № 89 - ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», приказа МПР РФ от 02.12.2002 года № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода»; нет лиц, прошедших профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности, что является нарушением требований ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления»; нет лимитов на размещение отходов, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, что является нарушением требований ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды»; не представляется отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, что является нарушением требований ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления». В ходе проверки ТСЖ «Берег» (территория общего пользования; здание сторожки, постов № 1, общей площадью ориентировочно 30 кв.м), установлено, что у товарищества при осуществлении им деятельности образуются отходы производства и потребления. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. А именно установлено, что от деятельности товарищества собственников жилья «Берег» образуются следующие виды и классы отходов: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) IV-ro класса опасности код по ФККО 91200400 01 00 4; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, IV-ro класса опасности, код по ФККО - 8710300 01 00 5; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) IV-ro класса опасности код по ФККО 91100100 01 00 4; ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (лампы типа - ЛБ установленные в помещении ТСЖ «Берег» (пост № 1)) 1 -го класса опасности (опасные свойства отхода - токсичность), код по ФККО 3533010013011; прочие отходы (л.д. 26-29).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и в силу ст. 11 того же закона юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР).
Как следует из материалов дела, на момент проверки у ТСЖ «Берег» отсутствовал ПНООЛР.
В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I, IV класса опасности образующиеся в результате деятельности ТСЖ «Берег» должны быть составлены паспорта. Порядок паспортизации и типовые формы паспортов утверждены Правительством РФ. В нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления у ТСЖ «Берег» отсутствуют паспорта на опасные отходы, приказа МПР РФ от 02.12.2002 года № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода».
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны иметь должностных лиц, которые могут быть допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, и которые в свою очередь обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. В нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления у ТСЖ «Берег» отсутствуют должностные лица, которые могут быть допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности.
В силу ч. 2, 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица должны иметь лимиты на размещение отходов, которые устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией, а также юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В нарушение требований ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления у ТСЖ «Берег» отсутствовали на 2010 год и на момент проверки лимиты на размещение отходов.
В силу ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, должны вести учёт и представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ отчётность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении собственных отходов. Порядок представления отчётности в области обращения с отходами установлен федеральным органом исполнительной власти. Однако в ходе проверки установлено, что ТСЖ «Берег» не ведет в установленном порядке учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, тем самым нарушает требования ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления».
За вышеперечисленные нарушения требований законодательства в отношении должностного лица - управляющего ТСЖ «Берег» Бойко С.А., 11 марта 2011 года был составлен протокол об административном правонарушении № 34/181-03-11 по ст. 8.1 КоАП РФ, как несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах суд сделал вывод о правомерности привлечения управляющего ТСЖ «Берег» Бойко С.А. к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободил от административной ответственности в силу малозначительности деяния.
Однако выводы о наличии в действиях Бойко С.А. состава административного правонарушения являются ошибочными.
До вступления в силу ст. 33 Федерального закона от 30.12.2008 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть до 01.07.2009 года под обращением с отходами, наряду с деятельностью по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, входила также деятельность, в процессе которой образуются отходы.
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", понятие "обращение с отходами" определено в ст. 1 указанного Закона и включает в себя "деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов". Определение каждого термина содержится в указанной статье.
При этом образование отходов согласно действующему законодательству (с 01.07.2009 года) деятельностью по обращению с отходами не является.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в процессе осуществления ответчиком уставной деятельности (оказание услуг и выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества, а также имущества, принадлежащего членам товарищества) действительно образуются отходы, в частности, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) IV-ro класса опасности код по ФККО 91200400 01 00 4; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, IV-ro класса опасности, код по ФККО - 8710300 01 00 5; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) IV-ro класса опасности код по ФККО 91100100 01 00 4; ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (лампы типа - ЛБ установленные в помещении ТСЖ «Берег» (пост № 1)) 1 -го класса опасности (опасные свойства отхода - токсичность), код по ФККО 3533010013011; прочие отходы (л.д. 26-29).
При этом услуги по обращению с отходами, образующимися в деятельности ТСЖ «Берег»,оказываются специализированным организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Обслуживание наружного освещения осуществляется по договору с ТСЖ «Берег» специализированной организацией ООО <данные изъяты>».
Транспортировку, размещение (хранение, складирование), использование (сортировку, переработку) твердых бытовых отходов I - V классов опасности, образующихся в деятельности ТСЖ «Берег», осуществляет ООО «<данные изъяты>», на основании заключенного с ответчиком договора N 33-151 от 01.01.2006 года.
В соответствии с п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежит лицензированию "деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности)".
Оценив представленные доказательства и проанализировав вышеуказанные нормы права, прихожу к выводу о том, что ТСЖ «Берег» не осуществляет ни один из видов деятельности по обращению с отходами в смысле, придаваемом ему статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности по обращению с отходами ответчик не имеет.
Образование отходов в процессе хозяйственной деятельности ТСЖ «Берег», на которое указывается в постановлении и решении суда, согласно действующему законодательству (ст. 1 Закона "Об отходах производства и потребления"), деятельностью по обращению с отходами не является, следовательно, не влечет ответственности Бойко за вышеуказанное экологическое правонарушение.
Производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 апреля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении управляющего Товариществом собственников жилья «Берег» Бойко Сергея Александровича ОТМЕНИТЬ, производство по делу прекратить.
Судья Волгоградского подпись
областного суда: Сарбасов М.Н.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>