решение по делу об административном правонарушении в отношении Шевченко В.Д. от 25.05.2011г.



Судья: Набиев Р.Г.. Дело № 07р-287/11

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 25 мая 2011 года.

Судья Волгоградского областного суда Сарбасов М.Н.,

при секретаре Якуниной А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Тоника» Шевченко Валерия Дмитриевича по его жалобе на решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 7 апреля 2010 года,

у с т а н о в и л:

постановлением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 12 ноября 2010 года № 31/70-11-10 директор ООО «Тоника» Шевченко В.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Поданная Шевченко В.Д. в Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда жалоба на вышеуказанное постановление оставлена без удовлетворения.

В жалобе Волгоградский областной суд Шевченко В.Д. просит решение районного суда отменить, поскольку считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Проверив материалы дела, выслушав, поддержавшего жалобу, возражения на жалобу представителя Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, нахожу решение судьи районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Как указано в материалах дела и постановлении по делу об административном правонарушении, 9 ноября 2010 года в отношении директора ООО «Тоника» Шевченко В.Д. был составлен протокол об административном правонарушении № 31/70-10-10, в котором установлено, что 9 ноября 2010 года в 9 часов 15 минут в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Тоник», основным видом деятельности которого является деятельность ресторанов и кафе (ОКВЭД 55.30) и расположенного в <адрес> <адрес> было выявлено нарушение законодательства,

а именно в результате работы кафе-закусочной ООО «Тоника» образуются отходы - мусор от бытовых помещений организаций несортированный - код по ФККО 9120040001004, мусор кухонь и организаций общественного питания несортированный - код ФККО 91201000201074, при этом фактическая деятельность общества осуществляется без разработанных и согласованных, в установленном порядке паспортов на образующиеся отходы, что является нарушением требований п. 2, п. 3 ст. 14 ФЗ РФ от 24 июня 1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Данное правонарушение квалифицировано по ст. 8.2 КоАП РФ, как не соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Протокол об административном правонарушении был составлен на основании акта проверки № 31/73-11-10, в ходе которой установлено, что стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, газоочистные и пылеулавливающие установки отсутствуют. ООО «Тоника» транспортных средств на балансе, в аренде (лизинге) не имеет. Свою деятельность ООО «Тоника» осуществляет в одноэтажном кирпичном павильоне-кафе на земельном участке с кадастровым номером 34:34:08:65:08, площадь кафе составляет 170,3 м2 (данное строение является собственностью ООО «Тоника» о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 34-01/02-62/2000-268 от 25.01.2001 года. Согласно штатному расписанию численность сотрудников общества составляет 5 человек. Согласно протоколу общего собрания участников общества от 23.03.2009 года № 4 директором общества является Шевченко Валерий Дмитриевич, уроженец <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> проживающий и зарегистрированный по адресу: <адрес>

Ответственным по контролю и надзору за охраной окружающей среды ООО «Тоника» согласно приказу от 01.10.2010 года № 23 является директор Шевченко Валерий Дмитриевич. Водопотребление и водоотведение осуществляется согласно договора на отпуск воды и прием сточных вод от 01.06.2009 года № 003487 с МУП «Городской водоканал города Волгограда», водоотведение и очистка сточных вод осуществляется по договору от 01.08.2009 года № 000131 с <данные изъяты>». Отходы, образующиеся в процессе работы кафе -закусочной складируются в металлический контейнер объемом 0,75 мЗ на контейнерной площадке <данные изъяты>», о чем имеется совместный договор возмездного оказания услуг от 01.10.2009 года № 1. И в дальнейшем вывозятся на полигон согласно договора на оказание услуг по вывозу и размещению отходов от 01.01.2010 года № 7142/10 с <данные изъяты>». Согласно справки за период с 01.01.10 года по 30.09.10 года <данные изъяты>» от ООО «Тоника» произвел вывоз твердых бытовых отходов в количестве 12,6 мЗ.

В ходе проверки ООО «Тоника», было выявлено нарушение соблюдения требований природоохранного законодательства, а именно: в результате работы кафе - закусочной ООО «Тоника» образуются следующие виды отходов, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по ФККО - 9120040001004, (в составе данного отхода присутствует картон, битое стекло, пластиковая тара, канцелярские отходы, макулатура и т.д.) в виду того что дынные отходы не сортированы по классам опасности, а собираются в общем объеме в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. приказом МПР России от 02.12.2002 года № 786) данному отходу присвоен 4 класс опасности; ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак код по ФККО - 3533010013011; мусор кухонь и организаций общественного питания несортированный код по ФККО - 9120100201074, при этом фактическая деятельность общества осуществляется без разработанных и согласованных в установленном порядке паспортов на образующиеся отходы, что является нарушением требований п. 2, п. 3 ст. 14, Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с требованиями п.п. 2,3 ст. 14 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления»: индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды; на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Также в ходе проверки установлено, что у предприятия имеется договор на разработку паспортов опасных отходов от 07.10.2010 года № 179/10-П с <данные изъяты>

Согласно ст.8.41 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Привлекая директора ООО «Тоника» Шевченко В.Д. государственный инспектор, а затем судья районного суда при рассмотрении жалобы, ссылались на

осуществление ООО «Тоника» деятельности по размещению отходов производства и потребления, образующихся в кафе – закусочной без паспортов на опасные отходы.

Однако данный вывод ошибочен, не основан на законе и на фактических обстоятельствах дела.

До вступления в силу ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ "О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть до ДД.ММ.ГГГГ под обращением с отходами, наряду с деятельностью по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, входила также деятельность, в процессе которой образуются отходы.

В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", понятие "обращение с отходами" определено в ст. 1 указанного Закона и включает в себя "деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов". Определение каждого термина содержится в указанной статье.

При этом образование отходов согласно действующему законодательству (с 01.07.2009 года) деятельностью по обращению с отходами не является.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в процессе осуществления ООО «Тоника» уставной деятельности действительно образуются отходы.

При этом услуги по обращению с отходами, образующимися в деятельности ООО «Тоника»,оказываются специализированным организациями, имеющими соответствующие лицензии.

В соответствии с п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежит лицензированию "деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности)".

Оценив представленные доказательства и проанализировав вышеуказанные нормы права, прихожу к выводу о том, что ООО «Тоника» не осуществляет ни один из видов деятельности по обращению с отходами в смысле, придаваемом ему статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности по обращению с отходами ответчик не имеет.

Образование отходов в процессе хозяйственной деятельности ООО «Тоника», на которое указывается в постановлении и решении суда, согласно действующему законодательству (ст. 1 Закона "Об отходах производства и потребления"), деятельностью по обращению с отходами не является, следовательно, не влечет ответственности Шевченко В.Д. за вышеуказанное экологическое правонарушение.

Правовые основы деятельности в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Законом об отходах от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 1 которого (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Размещением отходов, в силу этой же нормы, признается хранение и захоронение отходов.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов – как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Административный орган, а также судья районного суда, не установили доказательств того, что ООО «Тоника» осуществляло специализированную деятельность по размещению отходов в специально оборудованных местах в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

Из материалов дела не следует, что ООО «Тоника» занималось сбросом загрязняющих веществ на поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Так же, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке их учет предусмотрена ст.19 Закона об отходах, которая включена в Главу 4 «нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами». Нарушение данной нормы не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, поскольку ведение учета не может быть отнесено к соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

Кроме того, следует учитывать, что квалифицирующим признаком данного правонарушения является опасность отходов.

В соответствии с ч.3 ст.14 Закона об отходах, отходы 1-4 класса опасности подлежат паспортизации. При этом такой паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Протокол об административном правонарушении вынесен без какого-либо документального обоснования и подтверждения класса опасности отходов. Проверка производилась без составления протокола осмотра образовавшихся отходов с установлением их принадлежности ООО «Тоника». Соответственно, вывод о классе опасности отходов сделан на основании предположения, без исследования данных об их составе и свойствах, а также без соответствующей оценки их опасности.

При таких обстоятельств, привлечение директора ООО «Тоника» Шевченко В.Д. к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ является неправомерным.

Таким образом, постановление государственного инспектора комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от 12 ноября 2010 года и решение судьи Краснооктябрьского районного суда Волгоградской области от 7 апреля 2010 года подлежат отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения в действиях директора ООО «Тоника» Шевченко В.Д.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 7 апреля 2010 года по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Тоника» Шевченко Валерия Дмитриевича ОТМЕНИТЬ, производство по делу прекратить.

Судья Волгоградского

областного суда: (подпись) Сарбасов М.Н.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>