Судья: Набиев Р.Г.. Дело № 07р-286/11
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 25 мая 2011 года.
Судья Волгоградского областного суда Сарбасов М.Н.,
при секретаре Якуниной А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Тоника» Шевченко Валерия Дмитриевича по его жалобе на решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 7 апреля 2010 года,
у с т а н о в и л:
постановлением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области № 31/71-11-10 от 12 ноября 2010 года директор ООО «Тоника» Шевченко В.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Поданная Шевченко В.Д. в Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда жалоба на вышеуказанное постановление удовлетворена частично, постановление отменено, производство по делу прекращено по малозначительности.
В жалобе Волгоградский областной суд Шевченко В.Д. просит решение районного суда отменить, поскольку считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Проверив материалы дела, выслушав, поддержавшего жалобу, возражения на жалобу представителя Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, нахожу решение судьи районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как указано в материалах дела и постановлении по делу об административном правонарушении, 9 ноября 2010 года в 9 часов 00 минут в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Тоника», основным видом деятельности которого является деятельность ресторанов и кафе, расположенного в <адрес> <адрес> было выявлено нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в не внесении, в установленные законом сроки (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом) платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещении отходов, образующихся в кафе-закусочной «Тоника» на полигоне за первый, второй, третий, четвертый кварталы 2009 года оплата отсутствует, за второй квартал 2010 года оплата осуществлена 12 октября 2010 года, что является нарушением требований п.п. 1,2,3 ст. 16 Федерального Закона РФ от 10 января 2002 года № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» и Приказа Ростехнадзора от 08 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты оплаты за негативное воздействие на окружающую среду». Данное правонарушение квалифицируется по ст. 8.41 КоАП РФ как не внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 16-17).
Данный протокол об административном правонарушении был составлен на основании акта проверки № 31/73-11-10, в ходе которой было выявлено нарушение природоохранного законодательства выразившееся в невнесении в установленные законом сроки (не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным периодом) платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов образующихся в кафе - закусочной на полигоне, таких как мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по ФККО 9120040001004, мусор кухонь и организаций общественного питания несортированный код по ФККО - 9120100201074, за 1,2,3,4 кварталы 2009 года и за 1-й квартал 2010 года плата отсутствует, за 2-й квартал плата осуществлена 12.10.2010 года п.п. № 115 в то время когда плата за 2-й квартал 2010 года, должна быть осуществлена до 20.07.2010 года, что является нарушением требований ч.ч. 1,2,3 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 года № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» и приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». Плата за 3 квартал 2010 года осуществлена 12.10.2010 года п.п. № 114, что соответствует установленным срокам внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст.8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Привлекая директора ООО «Тоника» Шевченко В.Д. государственный инспектор, а затем судья районного суда при рассмотрении жалобы, ссылались на осуществление ООО «Тоника» деятельности по размещению отходов производства и потребления, образующихся в кафе - закусочной на полигоне, таких как мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по ФККО 9120040001004, мусор кухонь и организаций общественного питания несортированный без внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Однако данный вывод ошибочен, не основан на законе и на фактических обстоятельствах дела.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст.16 «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п.1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с п.1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26 января 1993 года, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 марта 1993 года № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
До вступления в силу ст. 33 Федерального закона от 30.12.2008 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть до 01.07.2009 года под обращением с отходами, наряду с деятельностью по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, входила также деятельность, в процессе которой образуются отходы.
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", понятие "обращение с отходами" определено в ст. 1 указанного Закона и включает в себя "деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов". Определение каждого термина содержится в указанной статье.
При этом образование отходов согласно действующему законодательству (с 01.07.2009 года) деятельностью по обращению с отходами не является.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в процессе осуществления ООО «Тоника» уставной деятельности действительно образуются отходы. При этом услуги по обращению с отходами, образующимися в деятельности ООО «Тоника», оказываются специализированным организациями, имеющими соответствующие лицензии.
В соответствии с п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежит лицензированию "деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности)".
Оценив представленные доказательства и проанализировав вышеуказанные нормы права, прихожу к выводу о том, что ООО «Тоника» не осуществляет ни один из видов деятельности по обращению с отходами в смысле, придаваемом ему статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности по обращению с отходами ответчик не имеет.
Образование отходов в процессе хозяйственной деятельности ООО «Тоника», на которое указывается в постановлении и решении суда, согласно действующему законодательству (ст. 1 Закона "Об отходах производства и потребления"), деятельностью по обращению с отходами не является, следовательно, не влечет ответственности Шевченко В.Д. за вышеуказанное экологическое правонарушение.
Правовые основы деятельности в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Законом от отходах от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «От отходах производства и потребления», статья 1 которого (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Размещением отходов, в силу этой же нормы, признается хранение и захоронение отходов.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов – как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды, в том числе посредством размещения отходов.
Административный орган, а также судья районного суда, не установили доказательств того, что ООО «Тоника» осуществляло специализированную деятельность по размещению отходов в специально оборудованных местах в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Из материалов дела не следует, что ООО «Тоника» занималось сбросом загрязняющих веществ на поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
При таких обстоятельств, привлечение директора ООО «Тоника» Шевченко В.Д. к административной ответственности, предусмотренной ст.8.41 КоАП РФ является неправомерным.
Таким образом, постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области № 31/71-11-10 от 12 ноября 2010 года и решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 7 апреля 2011 года подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения в действиях директора ООО «Тоника» Шевченко В.Д.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 7 апреля 2010 года по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Тоника» Шевченко Валерия Дмитриевича ОТМЕНИТЬ, производство по делу прекратить.
Судья Волгоградского
областного суда: (подпись) Сарбасов М.Н.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>