Судья: Павлов М.В. Дело № 07р-337/11
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 8 июня 2011 года.
Судья Волгоградского областного суда Кубасов И.Г.,
при секретаре Якуниной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, в отношении Диканёва Александра Михайловича по жалобе его представителя Бусалаевой И.С. на решение судьи Николаевского районного суда г. Волгограда от 3 мая 2011 года,
у с т а н о в и л:
постановлением Главного государственного ветеринарного инспектора Николаевского района Волгоградской области от 4 апреля 2011 года глава Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области Диканёв А.М. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.10.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Поданная представителем Диканёва А.М. Бусалаевой И.С. в Николаевский районный суд Волгоградской области жалоба на постановление оставлена без удовлетворения.
Бусалаева И.С., действуя в интересах Диканёва А.М., обратилась с жалобой в Волгоградский областной суд, в которой просит отменить решение районного суда, поскольку в законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие органы местного самоуправления принимать меры к обустройству скотомогильников на подведомственной им территории без передачи денежных средств.
Одновременно просит восстановить пропущенный срок для обжалования решения суда, поскольку копию решения Диканёв А.М. получил 12 мая 2011 года.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Диканёва А. М. Бусалаеву И. С., поддержавшую доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения судьи, нахожу жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.10.6 КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 1.7 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.
Пунктами 5.8, 6.2 Правил указано, над ямой на высоте 2,5 м. строят навес длиной 6 м., шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инфенатря, спецодежды и инструментов. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.
Как следует из постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, на основании Закона Волгоградской области от 4 декабря 2006 года № 1343-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальным образованием Николаевский муниципальный район и вновь образованным в его границах муниципальными образованиями» Левчуновскому сельскому поселению передано муниципальное имущество, в том числе, скотомогильник.
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение п.п. 5.8, 6.2 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, отсутствует навес над площадкой для вскрытия трупов животных; отсутствует шлагбаум на въезде; территория скотомогильника не огорожена.
Отказывая в удовлетворении требований Диканёва А.М., суд исходил из того, что в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. В свою очередь, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенной выше номой Федерального закона.
Однако такой вывод суда является ошибочным.
В силу ст.72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп.49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что имеющееся на территории муниципального образования место захоронения биологических отходов стоит на балансе администрации муниципального района.
Кроме того, действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.
Судье районного суда при рассмотрении дела следовало учесть также то обстоятельство, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались.
В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию муниципального образования обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.
Таким образом, Глава Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области Диканёв А.М. не может являться субъектом данного правонарушения.
Пропущенный срок представителю Диканёва А.М. Бусолаевой И.С. для обжалования решения суда подлежит восстановлению, поскольку он пропущен в связи с поздним получением решения суда.
При таких обстоятельствах, постановление Главного государственного ветеринарного инспектора Николаевского района Волгоградской области от 4 апреля 2011 года и решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 3 мая 2011 года подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях Главы Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области Диканёв А.М. состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Срок для обжалования решения судьи Николаевского районного суда г. Волгограда от 3 мая 2011 года представителю Диканёва А.М. Бусалаевой И.С. восстановить, как пропущенный по уважительной причине.
Решение судьи Николаевского районного суда г. Волгограда от 3 мая 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.10.6 КоАП РФ в отношении Главы Левчуновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области Диканёва Александра Михайловича отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Диканёва А.М. состава административного правонарушения.
.
Судья Волгоградского подпись
областного суда: Кубасов И.Г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>