решение по делу об административном правонарушении в отношении Масловой Ольги Борисовны от 15.06.2011



Судья: Набиев Р.Г. Дело № 07р-352/11

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 15 июня 2011 года

Судья Волгоградского областного суда Павлова Л.А.,

при секретаре Якуниной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Ангелина» Масловой Ольги Борисовны по её жалобе на решение судьи Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 18 мая 2011 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 13 апреля 2011 года директор ООО «Ангелина» Маслова О.Б. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде предупреждения.

Поданная Масловой О.Б. в Красноктябрьский районный суд г.Волгограда жалоба на постановление оставлена без удовлетворения.

Маслова О.Б. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить, поскольку считает, что ООО «Ангелина» не ведет деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, в связи с чем, привлечение её к административной ответственности необоснованно.

Проверив материалы дела, нахожу решение судьи районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в действующей редакции) регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.

Согласно статье 1 данного Закона под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со статьей 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Статьей 18 названного Закона установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшая количество отходов предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

Из указанных правовых норм следует, что предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В силу ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно п.2, п.3 ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Подпунктами 2.3 и.2.8 раздела 2 Приказа Ростехнадзора от 15 августа 2007 года № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», зарегистрированного в Минюсте России 17 августа 2007 года № 9996 определено, что паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон об отходах внесены изменения, вступившие в силу с 30 июня 2009 года, согласно которым под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Следовательно, вменяемое обществу осуществление деятельности, в процессе которой образуются отходы, с 30 июня 2009 года не признается законодателем обращением с отходами. А общество не является специальным субъектом, занимающимся специализированной деятельностью по обращению с отходами.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, 6 апреля 2011 года в 15 часов 40 минут в ходе проверки соблюдения требований в сфере охраны окружающей среды при осуществлении государственного экологического контроля на территории ООО «Ангелина» был установлен факт несоблюдения экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов капитального строительства, а именно: ООО «Ангелина» эксплуатирует для офисной деятельности нежилое помещение площадью 35,1 м2 в капитальном шестиэтажном доме, расположенном по адресу: <адрес> в 2010 и 2011 годах (включительно по 6 апреля 2011 года) на 2-ом этаже 3-го корпуса помещения БТИ № 9, офис № 234/1 и, согласно договору аренды помещений № 233/НА-10 от 1 декабря 2010 года, должно соблюдать выполнение требований законодательства об охране окружающей среды. Численность работников в 2010 году и 2011 году составляет 1 человек. При эксплуатации офисных помещений в 2010 году и 2011 году образуются отходы 4-го класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код по ФККО 9120040001004) – 0,050 т/год – твердые бытовые отходы, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (мусор, смет с эксплуатируемых помещений площадью 35,1 м2) (код по ФККО 9120000000004) – 0, 010 т/год. При этом паспорта на отходы 4-го класса опасности, образующиеся в результате хозяйственной, бытовой и иной деятельности, ООО «Ангелина» не составлены и не согласованы в установленном порядке с МПР РФ. Также, отсутствует подтверждение отнесения данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, что является нарушением п.2, п.3 ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ и приказа МПР РФ от 2 декабря 2002 года № 785 «Об утверждении паспорта опасных отходов», зарегистрированного в Минюсте РФ 16 января 2003 года № 4128. Также установлено, что ООО «Ангелина» не представлен в установленный срок (до 15 января года, следующего за отчетным периодом) в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2010 год, что является нарушением п.3 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ и приказа МПР от 16 февраля 2010 года № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

В указанном постановлении отражены только выявленные проверкой обстоятельств, причинно-следственная связь между действиями общества и нарушениями требований законодательства не установлена, причины выявленных нарушений не отражены ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении наказания, обстоятельства, указывающие на вину лица, привлекаемого к административной ответственности, административным органом не изложены.

Из материалов дела следует, что согласно договору аренды помещения от 1 декабря 2010 года № 233/НА-10/, заключенного между ЗАО «Трейд-Марк» и ООО «Ангелина», общество арендует нежилое помещение площадью 35,1 кв.м.

В соответствии с п.3.2.11 договора общество обязано соблюдать требования законодательства по охране окружающей среды.

Из справки ЗАО «Трейд-Марк» от 11 марта 2011 года следует, что отходы, образующиеся от арендатора ООО «Ангелина», учтены при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду. В сумму арендной платы включена плата за размещение отходов.

То есть, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, административный орган ограничился лишь констатацией того факта, что в процессе аренды нежилого помещения образуются опасные отходы – смет с полов, мусор, твердые бытовые отходы (4-й класс опасности), однако, вопрос о наличии вины директора ООО «Ангелина» Масловой О.Б., в совершении вменяемого ей административного правонарушения не исследовался.

Кроме того, административным органом не установлено, какие именно экологические требования СНиП, СанПиН были нарушены директором ООО «Ангелина» Масловой О.Б. в процессе использования арендуемого помещения, связана ли эта деятельность с воздействием на окружающую среду, какие нарушения нормативов качества окружающей среды были допущены.

То есть, в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не получено ни одного доказательства, позволяющего определить количество, вид, класс опасности, место накопления обществом отходов. Наличие договора аренды (факт эксплуатации) помещения не является подтверждением факта совершения вмененного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При таких данных оснований для привлечения Фастова С.В. к административной ответственности по ч.2 ст.12.37 КоАП РФ не имелось.

Указанные обстоятельства судьёй районного суда при рассмотрении жалобы Масловой О.Б. учтены не были, что повлекло вынесение незаконного решения по делу.

Ввиду допущенных нарушений постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 13 апреля 2011 года и решение судьи Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 18 мая 2011 года, вынесенные по делу, подлежат отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях Масловой О.Б.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 18 мая 2011 года и постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 13 апреля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Ангелина» Масловой Ольги Борисовны ОТМЕНИТЬ, производство по делу прекратить.

Судья Волгоградского

областного суда: Л.А. Павлова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>