решение по делу об административном правонарушении в отношении Лазаревой Ирины Анатольевны от 22.06.2011



Судья: Овсиенко И.В. Дело № 07р-373/11

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 22 июня 2011 года

Судья Волгоградского областного суда Павлова Л.А.,

при секретаре Якуниной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, в отношении директора СНТ «Сосновый бор» Лазаревой Ирины Анатольевны по жалобе государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Картунова Е.А. на решение судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 24 мая 2011 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 11 апреля 2011 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, в отношении директора СНТ «Сосновый бор» Лазаревой И.А. прекращено, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Поданный прокурором Среднеахтубинского района Волгоградской области в Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области протест на указанное постановление удовлетворен, постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 11 апреля 2011 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Государственный инспектор Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Картунов Е.А. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях директора СНТ «Сосновый бор» Лазаревой И.А. состава административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности СНТ «Сосновы бор». По результатам проверки установлено, что СНТ «Сосновый бор» осуществляет свою деятельность в <адрес> В результате осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 года № 786, в период осуществления своей деятельности СНТ «Сосновый бор» образуются различные виды отходов: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по ФККО 9120040001004, электрическое оборудование, приборы, устройства и их части код по ФККО 9210000000000. Согласно письму МУ «Служба охраны окружающей среды и природных ресурсов Среднеахтубинского района Волгоградской области» от 30 ноября 2010 года № 169 СНТ «Сосновый бор» не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1-3 кварталы 2010 года. Задолженность составила рублей.

Отменяя постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 11 апреля 2011 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, в отношении директора СНТ «Сосновый бор» Лазаревой И.А., судья районного суда указала, что государственным инспектором при рассмотрении дела была установлена неполнота представленных и.о. прокурора материалов, которая не могла быть восполнена при рассмотрении дела, однако этому обстоятельству государственным инспектором оценка в постановлении не дана, и при наличии такой неполноты материалов государственный инспектор в своем постановлении не обосновал на основании чего он пришел к выводу об отсутствии в действиях директора СНТ «Сосновый бор» Лазаревой И.А. административного правонарушения.

Между тем, приходя к такому решению, судом не учтено, что ст. 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Между тем в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Однако из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также из материалов дела не следует, что СНТ «Сосный бор» занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности, нормами Закона об отходах.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Ввиду допущенных нарушений решение судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 24 мая 2011 года, вынесенное по делу, подлежат отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях директора СНТ «Сосновый бор» Лазаревой И.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 10 мая 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ в отношении директора СНТ «Сосновый бор» Лазаревой Ирины Анатольевны ОТМЕНИТЬ, а производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Волгоградского подпись

областного суда: Павлова Л.А.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>