решение по делу об административном правонарушении в отношении Зякина Анатолия Анатольевича от 13.07.2011



Судья: Власова Е.Н. Дело № 07р-416/11

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 13 июля 2011 года

Судья Волгоградского областного суда Павлова Л.А.,

при секретаре Якуниной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении депутата Старополтавской сельской Думы, председателя Комиссии по регулированию тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Зякина Анатолия Анатольевича по его жалобе на решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 14 июня 2011 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 3 мая 2011 года депутат Старополтавской сельской Думы, председатель Комиссии по регулированию тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Зякин А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнут штрафу в размере 50000 рублей.

Поданная Зякиным А.А. в Старополтавский районный суд Волгоградской области жалоба на постановление оставлена без удовлетворения.

Зякин А.А. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить, поскольку считает, что его привлечение к административной ответственности незаконно, поскольку он не является должностным лицом.

Проверив материалы дела, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административных правонарушениях не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч.5 ст.19.5 КоАП РФ составляет два месяца, так как названная статья входит в главу 19 КоАП РФ, регулирующую отношения, возникающие в сфере административных правоотношений, направленных против порядка управления.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Как следует из материалов дела, предписание Управлением по региональным тарифам администрации Волгоградской области было вынесено 7 декабря 2010 года. Срок исполнения данного предписания определен в 15 дней с момента получения Комиссией по регулированию тарифов на услуги ЖКХ Старополтавского сельского поселения.

Получено предписание Комиссией по регулированию тарифов на услуги ЖКХ Старополтавского сельского поселения 14 декабря 2010 года, следовательно, оно должно быть исполнено до 29 декабря 2010 года.

При таких данных срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, в рассматриваемом случае начал исчисляться с момента невыполнения в установленный срок законного предписания, то есть с 30 декабря 2010 года.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу истек 28 февраля 2011 года.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении является безусловным обстоятельством, исключающим дальнейшее рассмотрение дела (в т.ч. обсуждение вопросов о наличии или отсутствии события и состава правонарушения, виновности лица) по существу.

В нарушение указанных норм права заместитель начальника Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области 3 мая 2011 года, то есть за пределами сроков давности привлечения к административной ответственности, вошел в обсуждение вопроса о виновности Зякина А.А. и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.5 КоАП РФ, чего делать был не вправе.

Кроме того в п.13.1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разъяснено, что согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).

Установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в ее удовлетворении и оставляет постановление без изменения. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, 3 мая 2011 года заместителем начальника Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области депутат Старополтавской сельской Думы, председатель Комиссии по регулированию тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Зякин А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов.

Из смысла ч.5 ст.19.5 КоАП РФ следует, что субъектом ответственности являются должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершении им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к этой же статье Кодекса под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах местного самоуправления государственных или муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Таким образом, из смысла ст.2.4 КоАП РФ следует, что должностным лицом является лицо, имеющее в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия для физических и юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости от этого лица. Эти действия и решения приводят к возникновению, изменению или прекращению тех или иных правоотношений.

Согласно п.4 ст.25 и п.2 ст.27 Устава Старополавского сельского поселения Старополтавского муниципального района статусом юридического лица органа местного самоуправления Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области обладают: Администрация Старополтавского сельского поселения; Старополтавская сельская Дума. Руководителем данных организаций является глава Старполтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области, то есть глава Администрации Старополтавского сельского поселения и председатель Старополтавской сельской Думы.

Комиссия по регулированию тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области не обладает статусом юридического лица и не является структурным подразделением Администрации Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии со справкой Администрации Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 22 июня 2011 года Зякин А.А. трудовой договор с органами местного самоуправления Старополтавского сельского поселения не заключал и в штате Администрации Старополтавского сельского поселения и Старополтавской сельской Думы не состоит, избран депутатом Старополтавской сельской Думы на непостоянной основе.

Таким образом, в административном деле отсутствуют какие-либо доказательства того, что депутат Старополтавской сельской Думы, председатель Комиссии по регулированию тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Зякин А.А., обладает статусом должностного лица.

Из указанного следует, что Зякин А.А. не является надлежащим субъектом данного административного правонарушения, предусмотренного ч.5. ст. 19.5 КоАП РФ.

В силу ч.1 и ч.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Судьёй районного суда не дана надлежащая оценка данным обстоятельствам.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 3 мая 2011 года и решение районного суда, вынесенное по делу, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствует в действиях Зякина А.А состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 14 июня 2011 года и постановление заместителя начальника Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 3 мая 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении депутата Старополтавской сельской Думы, председателя Комиссии по регулированию тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Зякина Анатолия Анатольевича ОТМЕНИТЬ, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Волгоградского подпись

областного суда: Л.А. Павлова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>