Судья: Рындин В.Н. Дело № 07р-420/11 РЕШЕНИЕ г. Волгоград 13 июля 2011 года Судья Волгоградского областного суда Самошкин С.А., при секретаре Билецкой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении директора по сбытовой деятельности ОАО «Волгоградэнергосбыт» Староватых Виктора Викторовича по жалобе его защитника Костровой Е.П. на решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 2 июня 2011 года, у с т а н о в и л: 12 апреля 2011 года заместителем начальника Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области директор по сбытовой деятельности ОАО «Волгоградэнергосбыт» Староватых В.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Поданная защитником Староватых В.В. – Костровой Е.П. в Центральный районный суд г. Волгограда жалоба на постановление оставлена без удовлетворения. В жалобе в областной суд защитник Староватых В.В. – Кострова Е.П. оспаривает законность и обоснованность постановленного судьёй решения и просит его отменить, поскольку при рассмотрении дела не дано оценки последствиям совершенного правонарушения, постановление вынесено за истечением срока давности, протокол об административном правонарушении составлен неполномочным лицом. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения защитника Староватых В.В. – Тен А.А., поддержавшую жалобу, пояснения представителя УРТ Администрации Волгоградской области Анциперова В.В. по существу рассматриваемого дела, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы. В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии с п. 1.1 Положения об УРТ Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26 сентября 2008 года № 1308 «Об утверждении Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области», УРТ Администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, исполнителем коммунальных услуг, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы, отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, посредством использования которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Как следует из материалов дела, в результате проведенной должностным лицом УРТ Администрации Волгоградской области проверки установлено, что ОАО «Волгоградэнергосбыт» выставляло гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета, квитанции для оплаты коммунальных услуг в январе 2011 года, за объемы коммунальных ресурсов, потребленных в декабре 2010 года, по тарифу на электроэнергию в размере 2,53 руб./кВт.ч, который действует с 1 января 2011 года. Постановлением УРТ Администрации Волгоградской области от 9 декабря 2009 года № 36/1 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения, использующего электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, и потребителей, приравненных к категории «население», по Волгоградской области» для населения на период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года установлен тариф на электрическую энергию в размере 2,30 руб./кВт.ч (с учетом НДС). Тарифы на электрическую энергию на 2011 год установлены постановлением УРТ Администрации Волгоградской области от 15 декабря 2010 года № 32/1 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения, использующего электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, и потребителей, приравненных к категории «население», по Волгоградской области» и согласно п.2 вступают в силу с 1 января 2011 года. Размер тарифа для населения установлен - 2,53 руб./кВт.ч (с учетом НДС). По правилу, установленному п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. На основании п. 16 Правил при наличии в помещениях индивидуальных общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Пунктом 14 Правил определено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В соответствии с п. 37, п. 38 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позже 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен их срок представления платежных документов. При проверке было установлено, что ОАО «Волгоградэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком. Деятельность гарантирующего поставщика регламентируется постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии». Согласно п. 64 указанного Постановления, действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику. Для осуществления расчетов с потребителями за электроснабжение ОАО «Волгоградэнергосбыт» заключило агентские договоры с <данные изъяты> и агентский договор № 585 от 1 декабря 2010 года с ООО <данные изъяты>» агентский договор № 585 от 1 декабря 2010 года. Согласно агентскому договору <данные изъяты> (агент) обязуется по поручению ОАО «Волгоградэнергосбыт» (принципала) производить информационно-вычислительные работы по расчетам за электроснабжение с населением, проживающим в жилых домах, перечень которых приведен в Приложении № 1, № 1 А агентского договора; иные действия, предусмотренные договором, а принципал обязуется оплачивать агенту вознаграждение в размере, в порядке и сроки, предусмотренные агентским договором. ОАО «Волгоградэнергосбыт» в соответствии с п. 2.2.10 агентского договора обеспечивает своевременное предоставление достоверной и актуальной информации для осуществления начислений <данные изъяты> и согласно п. 3.1 Приложения № 2 к агентскому договору <данные изъяты> начисляет населению плату за потребленную электроэнергию с учетом данных ОАО «Волгоградэнергосбыт». В соответствии с п. 5.3 агентского договора <данные изъяты>» не несет ответственность за недостоверные данные или несвоевременно предоставленную ОАО «Волгоградэнергосбыт» информацию для корректировки данных по электроэнергии. В квитанциях, предъявленных к оплате за январь 2011 года указаны объемы потребленной электроэнергии за декабрь 2010 года, то есть при формировании платежных документов за январь 2011 года, <данные изъяты>» учитывает данные, указанные в квитанциях за декабрь 2010 года – показаний индивидуальных приборов учета потребленной электрической энергии в декабре 2010 года. В январе 2011 года при начислении и предъявлении платы гражданам имеющим индивидуальные приборы учета потребления электрической энергии, в платежных документах и квитанциях, сформированных <данные изъяты>» по поручению ОАО «Волгоградэнергосбыт» согласно агентскому договору, за объемы потребленной электроэнергии в декабре 2010 года был применен тариф в размере 2,53 руб./кВт.ч (с учетом НДС), что является нарушением действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). При таких обстоятельствах судья районного суда сделал обоснованный вывод о правомерности привлечения директора по сбытовой деятельности ОАО «Волгоградэнергосбыт» Староватых В.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ. Действия Староватых В.В. квалифицированы правильно, наказание ему назначено в пределах санкции соответствующей части статьи КоАП РФ. Доводы жалобы защитника Староватых В.В. – Костровой Е.П. о том, что при рассмотрении дела не дано правовой оценки последствиям совершенного правонарушения, несостоятельны, поскольку в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям проявляется не в наступлении каких-либо явных материальных последствий нарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, то есть к формальным требованиям норм публичного права. Довод о том, что постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, несостоятелен, так как в силу части 1 статьи 4.5. КоАП РФ инкриминируемое Староватых В.В. правонарушение подпадает под годовалый срок давности, исчисляемый со дня совершения правонарушения. В данном случае административным органом постановление о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ вынесено 12 апреля 2011 года, т.е. в пределах, установленных статьей 4.5 КоАП РФ. Доводы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неполномочным лицом, также несостоятелен, так как консультант отдела по контролю за применением цен (тарифов) Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области Дежуринская М.В., которая по результатам проверки в пределах своих полномочий составила протокол об административном правонарушении, является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, что видно из должностного регламента государственного гражданского служащего Волгоградской области (пункты 4, 6 раздела 3 Регламента). Иных, юридически значимых доводов, свидетельствующих о незаконности судебного решения, жалоба не содержит. При таких обстоятельствах не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения. На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья р е ш и л: Решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 2 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении директора по сбытовой деятельности ОАО «Волгоградэнергосбыт» Староватых Виктора Викторовича оставить без изменения, а жалобу его защитника Костровой Е.П. – без удовлетворения. Судья Волгоградского подпись областного суда: С.А. Самошкин <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>н