Судья: Павлов М.В. Дело № 07р-465/11 РЕШЕНИЕ г. Волгоград 27 июля 2011 г. Судья Волгоградского областного суда Павлова Л.Н., при секретаре Якуниной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Дмитриева Александра Ивановича по жалобе его представителя Бусалаевой И.С. на решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 21 июня 2011 года, у с т а н о в и л: постановлением инспектора надзорной деятельности Николаевского района Волгоградской области Гречко А.А. от 23 мая 2011 года Дмитриев А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч 1 ст. 20. 4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей. Решением Николаевского районного суда Волгоградской области от 21 июня 2011 года выше указанное постановление оставлено без изменения. В жалобе в Волгоградский областной суд представитель Бусалаева И.С., действуя в интересах Дмитриева А.И. просит решение районного суда отменить, считая его незаконным. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Дмитриева А.И. – Бусалаевой И.С., просившую, не отменяя решение, изменить наказание со штрафа на предупреждение, прихожу к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в ред. от ФЗ от 22.06.2007 №116-ФЗ) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний. В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 (ППБ 01-03), настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно п.п. 21, 27 ППБ 01-03, территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. В силу п. 32 указанных Правил, на территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов. Пунктом 90 ППБ предусмотрено, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Как видно из материалов дела, 16 мая 2011 года инспектором ГПН МЧС проведена проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Степновского сельского поселения Николаевского района Волгоградской области. В результате проведенных проверок установлены следующие нарушения: п. Рулевой не обеспечен водоснабжением на нужды пожаротушения, территория Степновского сельского поселения не оснащена системой оповещения населения о пожаре, не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно – спасательных работ на территории Степновского сельского поселения, не предусмотрено в соответствии с бюджетом социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе, участия в борьбе с пожарами, не обеспечено обслуживание источников противопожарного водоснабжения муниципального образования Степновского сельского поселения с организацией имеющей лицензию, не выполнено наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц, мест размещения пожарного инвентаря, подъездок пирса пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения на территории населенных пунктов Степновского сельского поселения, не обозначено знаками пожарной безопасности, в том числе, знаком пожранной безопасности «Не загромождать», места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения на территории Степновского сельского поселения, не обеспечен сельский населенный пункт п. Рулевой с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения переносной пожарной мотопомпой, не обеспечены сельские населенные пункты п. Степновский с количеством усадеб (участков) свыше 1000 двумя прицепными пожарными мотопомпами, не укомплектована территория общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем в границах сельских населенных пунктов п. Рулевой, п. Степновский. По факту выявленных нарушений инспектором надзорной деятельности Николаевского района в отношении главы Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области Дмитриева А.И. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Указанные обстоятельства подтверждены протоколом об административном правонарушении от 18 мая 2011 года № 285131 (л.д. 4); постановлением по делу об административном правонарушении от 23 мая 2011 года № 285131 (л.д. 5); актом проверки от 18 мая 2011 года № 32/282390 (л.д. 6-7). Учитывая изложенное, полагаю, что судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что в действиях главы Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области Дмитриева А.И. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Довод жалобы о том, что инспектор надзорной деятельности Николаевского района не правомочен привлекать к административной ответственности главу Степновского сельского поселения, поскольку такое право принадлежит суду, не может быть признан состоятельным, так как связан с неправильным толкование норм действующего законодательства. В ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 данного Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный пожарный надзор. Согласно частям 2 и 3 указанной нормы рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе в том числе государственные инспектора городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору; они вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами. В силу ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к органам государственного пожарного надзора относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и иные структурные подразделения, указанные в данной статье. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868). В соответствии с Положением о государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 820 государственным инспекторам городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору предоставлены полномочия на осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами. В рамках осуществления указанной деятельности эти лица уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится, в том числе правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Согласно ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» привлечение выборного должностного лица органа местного самоуправления к административной ответственности, устанавливается федеральными законами. В соответствии с ч.2 ст.1.4 КоАП РФ особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Из анализа указанных норм права следует, что государственный инспектор надзорной деятельности Николаевского района МЧС РФ по Волгоградской области обладает полномочиями по вынесению постановлений о назначении административных наказаний за правонарушения в области требований пожарной безопасности в отношении главы сельского поселения. Доводы представителя Дмитриева А.И. – Бусалаевой И.С. о том, что при рассмотрении дела допущены процессуальные нарушения, полагаю оставить без внимания, поскольку существенных нарушений требований КоАП РФ, которые могли повлиять на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела, при его рассмотрении не допущено. Таким образом, не нахожу оснований для отмены обжалуемого постановления. Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В рассматриваемом случае инспектор надзорной деятельности Николаевского района Волгоградской области при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, тем не менее, назначил Дмитриеву А.И. наказание в виде административного штрафа при наличии в санкции ч.1 ст.20.4 КоАП РФ более мягкого наказания в виде предупреждения. Учитывая изложенное, полагаю необходимым внести изменения в постановление инспектора надзорной деятельности Николаевского района Волгоградской области Гречко А.А. от 23 мая 2011 года и решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 21 июня 2011 года в части назначения наказания. Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья р е ш и л: постановление инспектора надзорной деятельности Николаевского района Волгоградской области Гречко А.А. от 23 мая 2011 года и решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 21 июня 2011 года изменить в части назначения административного наказания. Главе Степновского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области Дмитриеву Александру Ивановичу за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде предупреждения. В остальной части постановление инспектора надзорной деятельности Николаевского района Волгоградской области Гречко А.А. от 23 мая 2011 года и решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 21 июня 2011 года оставить без изменения, а жалобу представителя Дмитриева А.И. - Бусалаевой И.С. - без удовлетворения. Судья Волгоградского областного суда подпись Л.А. Павлова <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>а