решение по делу об административном правонарушении в отношении Сивко С.И. от 03.08.2011г.



Судья: Павлов М.В. Дело № 07р-501/11

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 3 августа 2011 г.

Судья Волгоградского областного суда Павлова Л.Н.,

при секретаре Якуниной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Сивко Сергея Ивановича по жалобе его представителя Бусалаевой И.С. на решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 7 июля 2011 года,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора пожарного надзора по Николаевскому району Волгоградской области ФИО№9 от 31 мая 2011 года Сивко С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20. 4 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.

Решением Николаевского районного суда Волгоградской области от 7 июля 2011 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе в Волгоградский областной суд представитель Бусалаева И.С., действуя в интересах Сивко С.И., просит решение районного суда отменить, считая его незаконным.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Сивко С.И. – Бусалаеву И.С., просившую, не отменяя решение, изменить наказание со штрафа на предупреждение, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в ред. ФЗ от 22.06.2007 №116-ФЗ) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 (ППБ 01-03), настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Как видно из материалов дела, 20 мая 2011 года государственного инспектора пожарного надзора по Николаевскому району Волгоградской области ФИО№10 проведена проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Ильичевского сельского поселения Николаевского района Волгоградской области.

В результате проведенной проверки установлено, что территория Ильичевского сельского поселения не оснащена системой оповещения населения о пожаре – ст. 63 п. 7 Федерального закона № 123 –ФЗ от 22.07.2008 г., п. 11 ППБ 01-03; не выполнено наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц, мест размещения пожарного инвентаря, подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения на территории населенных пунктов – п. 27 ППБ 01-03; не обозначено знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать» места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованного места для курения – п. 27 ППБ 01-3; территория Ильичевского сельского поселения (с. Путь Ильича) не обеспечена для нужд пожаротушения наружным водоснабжением (пожарный водоем или пожарные гидранты на сети водоснабжения) – п. 8.16 СНИП 2.04.02-84, п.п. 4, 5ст. 68 № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; план эвакуации людей при пожаре из здания администрации не разработан по ГОСТУ (ГОСТ Р. 12.2.143-2002 п.п. 6.2.1, 6.7, 6.7.1, 4.6.1); не разработаны генеральные планы (с. Путь Ильича) с учетом требований по размещению объектов пожарной охраны и обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах – ст. 8 Федерального Закона от 29.12.2004г. № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс РФ», ст. ст. 33, 65, 76, 77, Федерального Закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г., НПБ 202-96; планировка и застройка территории Ильичевского сельского поселения не осуществлена с учетом требований пожарной безопасности, предусмотренных генеральными планами на их застройку – ст. 8 Федерального Закона от 29.12.2004г. № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс РФ», ст.ст. 33, 65, 76, 77 Федерального закона № 123-ФЗ; не разработаны правила землепользования и застройки поселений в населенных пунктах Ильичевского сельского поселения – ст. 8 Федерального Закона № 190-ФЗ от 29.12.2004г. «Градостроительный Кодекс РФ»; не восстановлена работоспособность пожарных гидрантов – ст.ст. 62, 63 п. 2, ст. 67 п. 16, ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г, п.п. 11, 94, 89 ППБ 1-03; отсутствует искусственный водоем в с. Путь Ильича с расходом воды не менее 40 л/с – ст. 67 п. 16, ст. 68, табл. 7, 8 Федерального Закона № 123-ФЗ, п.п. 11, 94, 89 ППБ 01-03; отсутствуют муниципальные целевые программы обеспечения пожарной безопасности ст. 63 п. 3 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 11 ППБ 01-03; не обеспечено обслуживание источников противопожарного водоснабжения муниципального образования Ильичевского сельского поселения организацией, имеющей лицензию – ч. 39 п. 1 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2011г., п. 94 ППБ 01-03; допускается свалка горючих отходов на территории с. Путь Ильича – п. 32 ППБ 01-03; не заведен журнал учета проверок – п.п. 8-11 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008г.

Указанные обстоятельства подтверждены актом проверки от 27 мая 2011 года (л.д. 4-5); протоколом об административном правонарушении от 27 мая 2011 года (л.д. 7-8).

Учитывая изложенное, полагаю, что судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что в действиях главы Ильичевского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области Сивко С.И. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что государственный инспектор пожарного надзора по Николаевскому району Волгоградской области не правомочен привлекать к административной ответственности главу Ильичевского сельского поселения, поскольку такое право принадлежит суду, не может быть признан состоятельным, так как связан с неправильным толкование норм действующего законодательства.

В ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 данного Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.

Согласно частям 2 и 3 указанной нормы права рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе в том числе государственные инспектора городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору; они вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами.

В силу ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к органам государственного пожарного надзора относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и иные структурные подразделения, указанные в данной статье.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868).

В соответствии с Положением о государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 820 государственным инспекторам городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору предоставлены полномочия на осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами. В рамках осуществления указанной деятельности эти лица уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях

Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится, в том числе правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» привлечение выборного должностного лица органа местного самоуправления к административной ответственности, устанавливается федеральными законами.

В соответствии с ч.2 ст.1.4 КоАП РФ особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Из анализа указанных норм права следует, что государственный инспектор надзорной деятельности Николаевского района МЧС РФ по Волгоградской области обладает полномочиями по вынесению постановлений о назначении административных наказаний за правонарушения в области требований пожарной безопасности в отношении главы сельского поселения.

Доводы представителя Сивко С.И. – Бусалаевой И.С. о том, что при рассмотрении дела допущены процессуальные нарушения, полагаю оставить без внимания, поскольку существенных нарушений требований КоАП РФ, которые могли повлиять на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела, при его рассмотрении не допущено.

Таким образом, не нахожу оснований для отмены обжалуемого решения.

Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В рассматриваемом случае инспектор надзорной деятельности Николаевского района Волгоградской области при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, тем не менее, назначил Сивко С.И. наказание в виде административного штрафа при наличии в санкции ч.1 ст.20.4 КоАП РФ более мягкого наказания в виде предупреждения.

Учитывая изложенное, полагаю необходимым внести изменения в постановление государственного инспектора пожарного надзора по Николаевскому району Волгоградской области ФИО№11 от 31 мая 2011 года и решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 7 июля 2011 года в части назначения наказания.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление государственного инспектора пожарного надзора по Николаевскому району Волгоградской области ФИО№12 от 31 мая 2011 года и решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 7 июля 2011 года изменить в части назначения административного наказания.

Главе Ильичевского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области Сивко Сергею Ивановичу за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление государственного инспектора пожарного надзора по Николаевскому району Волгоградской области ФИО№13 от 31 мая 2011 года и решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 7 июля 2011 года оставить без изменения, а жалобу представителя Сивко С.И. - Бусалаевой И.С. - без удовлетворения.

Судья Волгоградского

областного суда подпись Л.А. Павлова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>