Судья: Никитина Е.А. Дело № 07р-553/11 РЕШЕНИЕ г. Волгоград 31 августа 2011 г. Судья Волгоградского областного суда Самошкин С.А., при секретаре Билецкой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении директора МУ ЖКХБ Алешниковского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области Шайгузова Исамгали Насиулловича по жалобе государственного инспектора по геологическому контролю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области Васильева Н.Н. на решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 июля 2011 года, у с т а н о в и л: 27 июня 2011 года государственным инспектором по геологическому контролю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области директор МУ ЖКХБ Алешниковского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области Шайгузов И.Н. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Судьёй районного суда вынесено решение об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. В жалобе в областной суд государственный инспектор по геологическому контролю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области Васильев Н.Н. оспаривает законность и обоснованность постановленного судьёй районного суда решения и просит его отменить. Исследовав материалы дела, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены законного и обоснованного решения судьи. В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, пользование недрами без лицензии на пользование недрами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей. Из системного толкования п. 4 ст. 1, п. 5 и п. 6 ст. 5, п. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ, ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, пункта 1.2 Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», утвержденной Председателем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр 14 апреля 1994 г., на добычу подземных вод необходимо получение лицензии. Исключение составляют случаи добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений. Факт нарушения директором МУ «ЖКХБ Алешниковского сельского поселения» Жирновского муниципального района Волгоградской области Шайгузовым И.Н. требований ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 18.07.2011) "О недрах" подтвержден имеющимися в деле доказательствами и им не оспаривается. Из материалов дела также видно, что МУ «ЖКХБ Алешниковского сельского поселения», являющееся бюджетной организацией, обращалось к главе Алешниковского сельского поселения с просьбами о выделении денежных средств, необходимых для получения лицензии на водопользование (л.д. 7 – 8). Финансовые средства предоставлены не были. Поскольку прекращение подачи воды населению невозможно, МУ «ЖКХБ Алешниковского сельского поселения» продолжало пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Исходя из оценки обстоятельств совершенного правонарушения, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о том, что действия, связанные с пользованием недрами без лицензии на пользование недрами были совершены в состоянии крайней необходимости. Так, согласно ст. 2.7 КоАП РФ, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Признавая действия Шайгузова И.Н. совершенными в состоянии крайней необходимости, судья районного суда исходил из того, что МУ ЖКХБ Алешниковского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области осуществляет деятельность по водоснабжению населения, проживающего на территории с. Алешники и с. Подчинный. В соответствии с требованиями законодательства, потребители-граждане имеют гарантированное право на получение качественных коммунальных услуг, в том числе по водоснабжению. Аналогичным образом заявитель обязан предоставлять указанные услуги и иным потребителям, к числу которых относятся и учреждения образования, здравоохранения и др., отключение которых от водоснабжения повлечет негативные последствия. При этом у потребителей с. Алешники и с. Подчинный отсутствует возможность получать услуги водоснабжения у других поставщиков. Таким образом, несмотря на то, что действия директора МУ ЖКХБ Алешниковского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области Шайгузова И.Н. формально содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, административным правонарушением, в силу требований ст. 2.7 КоАП РФ, такие действия не являются. Довод жалобы государственного инспектора Росприроднадзора по Волгоградской области Васильева Н.Н. об отсутствии состояния крайней необходимости несостоятелен, так как подача воды социально значимым объектам из-за отсутствии лицензии на пользование недрами, что вызвано отсутствием финансирования для проведения лицензирования, не могла быть прекращена. Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судом установлены правильно на основании доказательств, имеющихся в материалах дела, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для отмены решения судьи районного суда, в том числе и по доводам, изложенным в жалобе, не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья р е ш и л: Решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 26 июля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в отношении директора МУ ЖКХБ Алешниковского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области Шайгузова Исамгали Насиулловича оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора по геологическому контролю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области Васильева Н.Н. – без удовлетворения. Судья Волгоградского подпись областного суда: Самошкин С.А. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>