решение по делу об административном правонарушении в отношении Соловьева Александра Николаевича от 18.01.2012



Судья: Полковников А.В. Дело № 07р-46/12

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 18 января 2012 г.

Судья Волгоградского областного суда Павлова Л.А.,

при секретаре Кердан Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении председателя ОНТ «Курнаевское» Старополтавского района Волгоградской области Соловьева Александра Николаевича по жалобе главного специалиста-эксперта отдела геологического контроля и охраны недр Управления Росприроднадзора по Волгоградской области Селезнева А.Г. на решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 1 декабря 2011 года,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора по геологическому контролю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) по Волгоградской области от 27 сентября 2011 года председатель ОНТ «Курнаевское» Старополтавского района Волгоградской области Соловьев А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Судьёй районного суда указанное постановление изменено, действия Соловьева А.Н. квалифицированы по ст.7.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.

В жалобе в областной суд главный специалист-эксперт отдела геологического контроля и охраны недр Управления Росприроднадзора по Волгоградской области Селезнев А.Г. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить, поскольку считает, что в действиях Соловьева А.Н. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, выслушав главного специалиста-эксперта отдела геологического контроля и охраны недр Управления Росприроднадзора по Волгоградской области Селезнева А.Г., подержавшего доводы жалобы, нахожу решение судьи районного суда законным и обоснованным.

В соответствии с ч.1 ст.7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу п.1 ст.23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Признавая председателя ОНТ «Курнаевское» Старополтавского района Волгоградской области Соловьева А.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, государственный инспектор по геологическому контролю Росприроднадзора по Волгоградской области ссылался на то, что ОНТ «Курнаевское» производит забор воды на хозяйственно-питьевые нужды населения из подземных источников посредством использования 4-х водозаборных скважин, расположенных в <адрес>, без соответствующей лицензии на пользование недрами.

Между тем, в судебном заседании было установлено, что согласно информации администрации Курнаевского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области последняя осуществляет водоснабжение <адрес> из 4-х водозаборных скважин на основании договора оперативного управления муниципальным имуществом Курнаевского сельского поселения. Общим водоснабжением связаны и социально значимые учреждения: школа, фельдшерско-акушерский пункт, юридические лица. Других источников водопользования на территории поселения нет.

Из материалов дела следует, что ОНТ «Курнаевское» с целью водоснабжения населения <адрес> заняло часть подземного водного объекта и использует его без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью,

В ст. 5 Водного кодекса РФ определено, что объектами водных отношений являются поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. В свою очередь, водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

В соответствии с Общероссийским классификатором полезных ископаемых и подземных вод, утвержденноым Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2002г. N503-CT, к подземным водам относятся питьевые, технические, минеральные, теплоэнергетические и промышленные подземные воды.

Такое двоякое нормативное регулирование обусловлено тем, что подземные водные объекты, входя в предмет отношений, регулируемых водным законодательством, одновременно выступают объектом регулирования законодательства РФ о недрах, являясь специфическим минеральным ресурсом -подземными водами (это объект геологического изучения, разведки, добычи и охраны).

Субъектами права водопользования являются государство, уполномоченные им органы, водопользователи, то есть граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами, а также водопотребители, то есть граждане и юридические лица, которые получают от водопользователей в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд.

Согласно положений Водного кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования водными объектами на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Одной из сторон договора является исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается: Правительством РФ - для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в иных целях - исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Пользование водным объектом без правоустановительных документов означает незаконное осуществление действий по изъятию воды, сбросу сточных вод и т.п. без оформления соответствующего разрешения и (или) без заключения договора.

Водозаборная скважина представляет из себя комплекс технических средств и сооружений, расположенных на земельном участке, имеющем определённые границы. Право собственности Курнаевского сельского поселения на 4 водозаборные скважины, расположенные в <адрес> подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.

Для получения права пользования недрами для целей добычи подземных вод в виде забора воды на хозяйственно-питьевые нужды населения из подземных источников путём использования водозаборных скважин к заявке подлежат приобщению копии документов, подтверждающих наличие в собственности (пользовании) земельного участка или предварительное согласие органа управления земельными ресурсами либо собственника (владельца) на предоставление земельного участка, а также схема расположения проектируемого водозаборного сооружения.

Суд первой инстанции установив, что ОНТ «Курнаевское» пользуется водными объектами, не имея необходимые для этого документы, перечисленные выше, пришел к выводу о незаконности осуществления товариществом деятельности по изъятию воды.

При таких обстоятельствах полагаю, что судья районного суда обоснованно квалифицировал действия председателя ОНТ «Курнаевское» Соловьева А.Н. по ст.7.6 КоАП РФ, и назначения наказания - со штрафа в размере 30000 рублей на штраф в размере 500 рублей.

Доводы главного специалиста-эксперта отдела геологического контроля и охраны недр Управления Росприроднадзора по Волгоградской области Селезнева А.Г. о наличии в действиях Соловьева А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, нахожу несостоятельными, поскольку эти доводы сводятся к переоценке доказательств и обстоятельств, которые были изучены и в совокупности оценены судом первой инстанции. Мотивированный вывод суда первой инстанции содержится в оспариваемом решении, оснований не согласиться с которым не имеется.

При таких обстоятельствах полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от 1 декабря 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении председателя ОНТ «Курнаевское» Старополтавского района Волгоградской области Соловьева Александра Николаевича оставить без изменения, а жалобу главного специалиста-эксперта отдела геологического контроля и охраны недр Управления Росприроднадзора по Волгоградской области Селезнева А.Г. – без удовлетворения.

Судья Волгоградского подпись

областного суда: Л.А. Павлова

<.......>

<.......>

<.......>