Кассационное определение № 22-2676 от 17 ноября 2011 года



Судья Сиротина Н.Е. Дело № 22- 2676 2011 год

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда 17 ноября 2011 год

Судебная коллегия по уголовным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.А.

судей Яруничевой Н.Б., Чиликовой Е.В.

при секретаре Воробьевой Е.А.

рассмотрела в судебном заседании 17 ноября 2011 года кассационную жалобу осужденного Дуданова А.Г. на приговор Череповецкого городского суда от 06 октября 2011 года, которым

ДУДАНОВ А. Г., <ДАТА> года рождения, уроженец <адрес>, судимый

7 сентября 2011 года Череповецким городским судом Вологодской области по ст.158 ч.2 п.б, 158 ч.2 п.в, 158 ч.2 п.в, 158 ч.2 п.а,в УК РФ к 2 годам лишения свободы,

осужден

по ст.116 ч.1 УК РФ к 6 месяцам исправительных работ с удержанием 20 % заработка ежемесячно в доход государства,

по ст. 111 ч.4 УК РФ к 6 годам лишения свободы, без ограничения свободы.

В соответствии со ст.69 ч.3 УК РФ, по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 6 лет 1 месяц лишения свободы без ограничения свободы

В соответствии со ст.69 ч.5 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения с наказанием по приговору от 07 сентября 2011 года окончательно назначено 7 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с исчислением срока наказания с 01 апреля 2011 года

Заслушав доклад судьи Яруничевой Н.Б., пояснения адвоката Дорофеевой Н.А. в защиту осужденного Дуданова А.Г., мнение прокурора Корнилова А.В., полагавшего оставить приговор без изменения, судебная коллегия

установила:

Дуданов А.Г. признан виновным в том, что 30 марта 2011 года около 18 час. в сторожевой будке, расположенной на возле <адрес> во время распития спиртных напитков с охранником М., в ходе ссоры на почве личной неприязни умышленно нанес М. не менее двух ударов кулаком по голове, причинив физическую боль, после чего из сторожевой будки ушел.

В тот же день период с 23 часов до 23 часов 40 минут Дуданов А.Г. вернулся в сторожевую будку, где продолжил распивать спиртные напитки с М. Во время распития спиртного между ними произошла словесная ссора. Дуданов А.Г. на почве возникших личных неприязненных отношений умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, нанес М. множественные удары кулаками по голове и телу, после чего вышел из будки на улицу. Вслед за ним на улицу вышел М. и стал кричать на Дуданова А.Г., который остановился, а когда М. подошел к нему, Дуданов А.Г., продолжая свои преступные действия, нанес ему удар кулаком в область головы, отчего М. упал. После чего Дуданов А.Г. нанес ему не менее пяти ударов по голове ногами. Затем Дуданов А.Г. волоком затащил избитого М. в сторожевую будку, где оставил, а сам ушел.

Своими умышленными действиями Дуданов А.Г. причинил М. телесные повреждения, которые по признаку опасности для жизни квалифицируются как тяжкий вред здоровью и находятся в прямой причинной связи с наступлением смерти потерпевшего в больнице 23 апреля 2011 года.

Вину он признал частично.

В кассационной жалобе осужденный Дуданов А.Г. не согласен с осуждением по ч.4 ст. 111 УК РФ, считает приговор незаконным, необоснованным и несправедливым. Указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, предварительное следствие проведено неполно и односторонне, его вина в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, не доказана. Не исследована одежда, на которой, согласно показаниям его матери, свидетеля Ф., в момент его прихода домой не имелось следов грязи и крови, у него не взяты образцы крови для проведения экспертизы, не проведена судебно- медицинская экспертиза на предмет установления у него ушибов и ссадин, не проведен тщательный осмотр места происшествия. Указывает, что из показаний свидетеля Б., утром он обнаружившего в вагончике беспорядок, разбитую посуду, выбитые оконные стекла, пропажу вещей потерпевшего, а также показаний свидетеля С., который утром видел М., находившегося в состоянии сильного алкогольного опьянения, стоявшие под столом бутылки со спиртным, на столе стаканы и остатки пищи, следует вывод о том, что потерпевший был избит другими, неустановленными следствием лицами, т.к. когда он (Дуданов А.Г.) уходил, все было на месте, спиртного и продуктов не оставалось. Со слов М. ему известно об угрозах расправой в его адрес со стороны неизвестных лиц, в связи с чем потерпевший обращался к нему за помощью, спрашивал номер телефона. Кроме того, тяжкий вред здоровью мог быть причинен действиями свидетелей Ч. и Ш., которые наносили потерпевшему удары лопатой по голове, а также руками и ногами по голове и телу, что не принято судом во внимание. В выводах судебно- психиатрической экспертизы отсутствует утвердительное заключение о том, что он мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, не учтено, что он долгое время проходил лечение в психиатрических больницах. Указывает, что вину признает частично, считает, что своими действиями он не мог причинить тяжкий вред здоровью, повлекший смерть потерпевшего, просит снизить наказание.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.

Вина осужденного Дуданова А.Г. в совершении преступления подтверждается доказательствами, исследованными в судебном заседании, подробно изложенными в приговоре.

Дав оценку исследованным доказательствам в их совокупности, суд обоснованно признал доказанной вину осужденного и правильно квалифицировал его действия по ч.1 ст. 116 как нанесение побоев, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ч.4 ст. 111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее, по неосторожности, смерть потерпевшего.

Доводы Дуданова А.Г. о том, что своими действиями он не мог причинить М. тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, телесные повреждения могли быть причинены другими лицами, получены при других обстоятельствах, в том числе при падении с высоты собственного роста, в судебном заседании проверялись, и, как не нашедшие своего подтверждения, отвергнуты обоснованно.

Доводы о возможности получения М. травмы головы от удара по лопатой, от удара в область носа, нанесенных Ч. в период до 21 часа 30 марта 2011 года, опровергаются показаниями Ч., П., Ш., из которых следует, что удар лопатой, изготовленной из тонкого железа, был нанесен с незначительной силой, в затылочную область головы потерпевшего.

От удара в область носа у М.из носа пошла кровь. После этих событий потерпевший совершал активные действия, передвигался, распивал спиртные напитки.

Данная версия, а также версия о получении М. тяжелой травмы головы при падении с высоты собственного роста, опровергается показаниями судебно - медицинского эксперта А. о том, что телесные повреждения в области головы потерпевшего, опасные для жизни и повлекшие смерть, были причинены в результате ударно-травматического воздействия на лобную, височную и теменную области головы, таких ударов было нанесено не менее пяти. В затылочной области каких-либо телесных повреждений не обнаружено.

Кроме того, данная версия опровергается показаниями свидетеля В. о том, что в сторожевой будке в его присутствии Дуданов А.Г со значительной силой наносил удары кулаками по голове потерпевшего. В. пытался оттащить Дуданова А.Г., но тот нанес ему удар в область ребер. Он понял, что не сможет его остановить, испугался, убежал домой.

Свидетели Ч., П., К. показали, что на следующий день от В., который оставался в будке после их ухода, узнали о том, что Дуданов А.Г. очень сильно избил М., наносил удары ногами по голове и различным частям тела.

Из показаний свидетелей Ш. и У. также следует, что на следующий день при встрече с Дудановым А.Г. последний рассказывал им о том, что он возвращался в сторожевую будку, избил М., наносил ему удары ногами и руками.

Из показаний Дуданова А.Г., данных при допросе в качестве подозреваемого, оглашенными в суде, следует, что на улице, когда М. к нему приблизился, он нанес ему удар кулаком по лицу, отчего М. упал, пытался встать, но Дуданов А.Г. стал наносить Медведеву удары ногами по лицу, ударив Медведева в общей сложности 5-6 раз, нанес удар ногой по туловищу, а также несколько ударов кулаками по голове.

Из показаний свидетелей Б. и С. следует, что утром они обнаружили в вагончике М., который находился в состоянии алкогольного опьянения, был сильно избит, разбито лицо, об обстоятельствах ничего не пояснил. Возле вагончика были пятна крови, внутри беспорядок, разбиты стекла. С. показал также, что ничего необычного он не заметил, окна в вагончике периодически разбивали, внутри часто был беспорядок, на что не обращали внимания.

Согласно заключению судмедэксперта, смерть М. наступила в результате тупой травмы головы, закрытой черепно- мозговой травмы, ушиба головного мозга, излития крови под твёрдую мозговую оболочку, под мягкую мозговую оболочку, ушиблено- рваной раны верхней губы, кровоизлияний на лице, кровоизлияния в кожно- мышечный лоскут головы по внутренней поверхности, осложнившиеся развитием отека и дислокации головного мозга.

Объективно вина осужденного в совершении преступлений подтверждается, кроме того, заявлением потерпевшего О. о привлечении уголовной ответственности Дуданова А.Г. на нанесение побоев его погибшему дяде М., данными протокола осмотра места происшествия, данными медицинской карты, заключениями судебно- биологических экспертиз, протоколом проверки показаний Дуданова А.Г. на месте.

Обстоятельства дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно. Всем имеющимся доказательствам, в том числе показаниям осужденного Дуданова А.Г. и показаниям свидетелей на предварительном следствии и в судебном заседании, суд дал надлежащую оценку в приговоре, с которой соглашается судебная коллегия.

Об умысле Дуданова А.Г. на причинение тяжкого вреда здоровью свидетельствует характер действий осужденного, неоднократное нанесение ударов кулаками и ногами, со значительной силой, в том числе в голову, количество и локализация телесных повреждений.

Нарушений уголовно- процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, не допущено.

Судом было исследовано состояние психического здоровья осужденного.

Согласно заключения судебно- психиатрической экспертизы, у Дуданова А.Г. установлены признаки умственной отсталости легкой степени с психопатоподобным синдромом. В момент совершения инкриминируемых ему деяний он мог и в настоящее время может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими в полной мере.В принудительных мерах медицинского характера не нуждается.

С учетом выводов экспертов, данных о личности Дуданова А.Г., суд обоснованно признал его вменяемым и способным нести уголовную ответственность за содеянное.

Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения, данных о личности виновного, влияния назначенного наказания на его исправление. По своему размеру назначенное наказание не является несправедливым вследствие чрезмерной суровости и оснований для его снижения не имеется.

Руководствуясь ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

приговор Череповецкого городского суда от 06 октября 2011 года в отношении Дуданова А. Г. оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: