Кассационное определение №22-2996 от 29 декабря 2011 года



Судья Федорова Н.К. Дело № 22- 2996 2011 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда 29 декабря 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Вологодского областного суда в составе:

Председательствующего Кочиной И.Г..

судей: Чиликовой Е.В. и Ягодиной Л.Б.

с участием прокурора Беляковой С.К.

адвоката Бакланова С.А.

при секретаре Сокоулиной В.А.

рассмотрела в судебном заседании 29 декабря 2011 года кассационную жалобу осужденного Храброва С.Л. на приговор Череповецкого городского суда Вологодской области от 11 ноября 2011 года, которым

ХРАБРОВ С. Л., <ДАТА> года рождения, уроженец и житель <адрес>, не судимый,

осужден по ст.111 ч.4 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчислен с 21 июля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Чиликовой Е.В., объяснения адвоката Бакланова С.А., поддержавшего доводы жалобы, мнение прокурора Беляковой С.К., полагавшей приговор суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила :

Храбров С.Л. признан виновным в умышленном причинении 14 июля 2011 г. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни С., повлекшем по неосторожности смерть потерпевшей 16 июля 2011 г.

Вину он признал частично.

В кассационной жалобе осужденный Храбров С.Л. не согласен с приговором. Считает, что к смерти потерпевшей он не причастен. Суд не принял во внимание заключение судебно-медицинской экспертизы, результаты гистологического исследования и показания эксперта М. По мнению осужденного из них следует, что травма, послужившая причиной смерти С., причинена за 3-4 суток до смерти потерпевшей, т.е. при других обстоятельствах. Побои С. он нанес вечером 14 июля 2011 г., т.е. менее чем за двое суток до наступления смерти, Его вина в совершении данного преступления не доказана. Указывает, что очевидцев нанесения им ударов в правую теменно-затылочную область головы потерпевшей не имеется. После причинения им побоев ссадин, синяков, ушибов у С. свидетели не видели. Считает, что потерпевшая могла получить смертельную травму при падении, что не отрицал судебно-медицинский эксперт. Стороной обвинения не опровергнуты и другие версии произошедшего. Просит приговор отменить и направить дело на новое судебное разбирательство.

В возражениях прокурор считает приговор законным, обоснованным и справедливым.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия считает, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела.

В основу приговора положены доказательства, исследованные в судебном заседании, оцененные надлежащим образом и отвечающие требованиям допустимости.

Вывод суда о виновности Храброва С.Л. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшей, подтверждается исследованными судом доказательствами.

Версии осужденного и защиты о причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшей в результате падения либо от действий неустановленных лиц были предметом судебного разбирательства и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.

Из показаний свидетеля Л. следует, что в его присутствии Храбров С.Л. сдернул потерпевшую с дивана на пол, ударил ладонью в лоб. Все действия осужденного не видел, поскольку выходил в прихожую. В тот же вечер вместе с Храбровым вновь поднялись в квартиру С., где осужденный взял потерпевшую руками за голову и ударил о свое колено.

Действия Храброва С.Л. свидетель Л. продемонстрировал при проверке показаний на месте (т.1 л.д.135-136).

Оснований сомневаться в достоверности показаний свидетеля Л. не имеется, поскольку мотивов для оговора не установлено, его показания согласуются с другими доказательствами по делу.

В ходе предварительного и судебного следствия Храбров С.Л. также не отрицал факт применения к потерпевшей насилия вечером 14 июля 2011 г. и пояснил, что показаниям Л. доверяет, т.к. он является его другом.

Потерпевшая Е. пояснила, что вечером 14 июля 20111 г. в связи с очередным затоплением квартиры к ним пришел сосед Храбров С. и Л., прошли в комнату к матери. Слышала просьбы матери, обращенные к Храброву С., который находился в квартире 10-15 минут, успокоиться.

Из показаний свидетеля К. следует, что в комнату ворвался Храбров и стал избивать С., ударил ее коленом в правую височную область головы. Всех действий Храброва не видел, т.к. обзор был ограничен.

Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Ш. также следует, что в связи с затоплением в квартиру ворвался сосед потерпевшей – Храбров С., подбежал к С.. Слышала с их стороны звуки ударов по телу. Видела, как С. лежала на диване и заслоняла голову руками, Л. оттаскивал Храброва от потерпевшей.

По заключению судебно-медицинской экспертизы смерть потерпевшей наступила в результате тяжелой тупой травмы головы в виде закрытой черепно-мозговой травмы с правосторонней субдуральной гематомой, субарахноидальным кровоизлиянием, осложнившейся отеком и дислокацией головного мозга.

После получения тяжелой травмы головы потерпевшая могла жить несколько дней, в этом промежуток времени не исключается возможность совершения ею некоторых активных действий.

Вопреки доводам Храброва С.Л. выводы эксперта о времени и механизме образования данной травмы не противоречат установленным судом обстоятельствам совершения преступления.

Указанные телесные повреждения причинены в результате минимум двухкратных, ударно-травматических воздействий тупым твердым предметом (предметами) с ограниченной травмирующей поверхностью в правую теменно-затылочную область головы и в область левого глаза за несколько дней до момента наступления смерти, квалифицируются по признаку вреда здоровью, опасного для жизни человека, как тяжкий вред здоровью.

Согласно акту судебно-гистологического исследования №911 давность кровоизлияний в мозговой ткани составляет около 3-4 дней.

Эксперт М. подтвердил данное им заключение, пояснив, что местом приложения травмирующей силы явилась правая теменно-затылочная область и левая височная часть, в том числе и удары в лицо. Подтвердил, что возможность получения травмы при падении с высоты собственного роста маловероятна, возможна лишь при подаче ускорения человеку (т.2 л.д.80).

Заключение эксперта, результаты гистологического исследования и показания эксперта М. оценивались в совокупности с другими доказательствами по делу, не опровергают выводы о виновности осужденного в совершении преступления (т.1 л.д.94-100; т.2 л.д.80).

Доводы осужденного о возможности причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшей при иных обстоятельствах, действиями неустановленных лиц, при падении опровергаются показаниями потерпевшей Е., свидетелей Ш., К., Ч.

Из них усматривается, что до наступления смерти телесных повреждений у потерпевшей не было, она не падала, физическому насилию кроме действий осужденного не подвергалась.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что стороной обвинения представлено достаточно доказательств, оценив которые суд пришел к обоснованному выводу о совершении Храброва С.Л. преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ, при обстоятельствах, указанных в приговоре. Об умысле на причинение тяжкого вреда здоровью свидетельствует характер и локализация обнаруженных у потерпевшей телесных повреждений, полученных в результате применения осужденным насилия в жизненно-важный орган человека.

Наказание Храброва С.Л. назначено с учетом содеянного, данных о личности и всех, влияющих на ответственность обстоятельств. Судом в полной мере учтено отсутствие отягчающих обстоятельств; смягчающие наказание обстоятельства: совершение преступления впервые, признание вины, раскаяние, наличие малолетнего ребенка, противоправное поведение потерпевшей, послужившее поводом для совершения преступления.

По своему виду и размеру назначенное Храброву С.Л. наказание чрезмерно суровым не является, оснований для его смягчения судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.377,378,388 УПК РФ, судебная коллегия,

определила :

Приговор Череповецкого городского суда Вологодской области от 11 ноября 2011 года в отношении Храброва С. Л. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: