Судья Кисель Ю.А.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2010 года № 33- 3384
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Король И.Н.,
судей Билевой Л.И., Маклаковой Н.С.,
при секретаре Баженовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великий Устюг на решение Великоустюгского районного суда от 15 июля 2010 года, которым постановлено:
Признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великий Устюг от 26 мая 2010 года №... об отказе Коптяеву А.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Великий Устюг Вологодской области зачесть Коптяеву А.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05 по 13 апреля 1993 года, с 03 по 28 декабря 1999 года, с 03 по 28 апреля 2005 года, с 05 по 23 апреля 2010 года:
- период прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 22.10.1984 г. по 13.11.1986 г.,
и назначить Коптяеву А.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с 20 мая 2010 года, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., объяснения представителя ГУ - Управления ПФ РФ в г.В-Устюг по доверенности Горбачевой С.А., судебная коллегия
установила:
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.В-Устюг от 26 мая 2010 года №... Коптяеву А.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа 30 лет, как работник осуществляющий лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Пенсионный фонд не включил в его стаж для установления досрочной трудовой пенсии период прохождения срочной службы по призыву в Вооруженных силах с 11 октября 1984 года по 19 ноября 1986 года, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05 по 13 апреля 1993 года, с 03 по 28 декабря 1999 года, с 03 по 28 апреля 2005 года, мотивируя тем, что периоды обучения на курсах повышения квалификации не поименованы в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст.27 и 28 Закона №173-Ф3, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, а служба в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости, согласно Постановления Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, не включается.
Считая отказ необоснованным, Коптяев А.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.В-Устюг, в котором просил признать решение об отказе в назначении пенсии от 26 мая 2010 года недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия, обязать ответчика засчитать в его стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды прохождения срочной службы по призыву в Вооруженных силах с 22.10.1984 года по 13.11.1986 года и нахождения на курсах повышения квалификации с 05 по 13 апреля 1993 года, с 03 по 28 декабря 1999 года, с 03 по 28 апреля 2005 года, с 05 по 23 апреля 2010 года, назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в пенсионный фонд, то есть с 20 мая 2010 года.
В судебном заседании Коптяев А.Н. и его представитель Шиловская Л.Н. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ГУ - Управления ПФ РФ в г.В-Устюг Маркова Е.Б. иск не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии. Дополнительно указала, что в решении об отказе в назначении пенсии от 26 мая 2010 года неправильно указан период службы истца в Вооруженных силах и весь период службы составит 01 год 22 дня, а также решением от 14 июля 2010 года внесены изменения в ранее принятое решение, исключен период нахождения на курсах повышения квалификации с 05 по 23 апреля 2010 года, и расчет периода работы врачом-хирургом в Усть-Алексеевской больнице произведен в льготном исчислении как год за год и три месяца, вместо год за год и шесть месяцев. Учитывая внесенные изменения, льготный стаж работы истца по подсчету пенсионного фонда составил 28 лет 02 месяца 28 дней, вместо требуемых 30 лет.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великий Устюг поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права. В обоснование приводят прежние доводы – периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку данные периоды не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной и физической нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. Кроме того, считают, что периоды срочной службы по призыву не подлежат включению в специальный стаж.
В возражениях на жалобу Коптяев А.Н. просит решение суда оставить без изменения как вынесенное законно и обоснованно, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда.
Суд в своем решении правильно указал, что согласно подп.20 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается, ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Федерального Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (иной) деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Принимая решение о включении указанных в иске периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж, суд пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации правомерно включен судом в специальный стаж, поскольку за указанный период работы за работником сохраняется средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Правомерным является решение и в части удовлетворения остальных требований Коптяева А.Н.
При этом суд правомерно сослался на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, в котором указано со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В спорный период времени, когда истец проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР с 22.10.1984 по 13.11.1986, действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении фактам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, перечисленных в статье 362 ГПК РФ не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Великоустюгского районного суда от 15 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ – Управление пенсионного фонда РФ без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н. Король
Судьи: Л.И. Билева
Н.С. Маклакова