Кассационное определение № 33-3393/2010 от 18 августа 2010 года



Судья Михеев Н.С.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 августа 2010 года № 33-3393

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Король И.Н.,

судей Маклаковой Н.С., Билевой Л.И.,

при секретаре Баженовой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению участвовавшего в деле прокурора Белозерского района на решение Белозерского районного суда от 09 июля 2010 года, которым в удовлетворении заявления прокурора Белозерского района в интересах не­определенного круга лиц о признании незаконным бездействия ГУ ВО «Центр заня­тости населения Белозерского района» по непредоставлению услуг гражданам про­живающим за пределами территории муниципального образования «город Белозерск», и возложении обязанности предоставлять услуги населению по месту житель­ства - на территории сельских поселений Белозерского муниципального района отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Маклаковой Н.С., объяснения представителя Департамента занятости населения Вологодской области по доверенности Цветковой И.Л., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия

установила:

Прокурор Белозерского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ГУ ВО «Центр занятости населения Белозерского района» о признании незаконным бездействия по непредоставлению услуг гражданам, прожи­вающим за пределами территории муниципального образования «город Белозерск» и возложении обязанности предоставлять услуги населению по месту жительства - на территории сельских поселений Белозерского муниципального района. В обоснова­ние заявления указал, что до апреля 2010 года специалисты ГУ ВО «Центр занятости населения Бело­зерского района» осуществляли выезд на территории сельских поселений района для оказания услуг населению по регистрации безработных. На основании указания на­чальника Департамента занятости населения Вологодской области о том, что регист­рацию граждане обязаны проходить непосредственно в помещении Центра, данные выезды специалистов в сельскую местность были прекращены. Безработным, прожи­вающим в сельской местности предложено проходить регистрацию в помещении Центра занятости, расположенном в районном центре - в г.Белозерске Вологодской области. Полагал, что отмена выездной регистрации безработных, проживающих в сельской местности, нарушает конституционные права граждан. Согласно дейст­вующему законодательству регистрация, в том числе и последующая перерегистра­ция безработных граждан, осуществляется учреждениями службы занятости населе­ния по их месту жительства. Местом жительства признается место, где гражданин по­стоянно или преимущественно проживает. Безработные, проживающие на территории сельских поселений, лишены возможности пользоваться услугами службы занятости по месту жительства, вследствие чего вынуждены затрачивать денежные средства на поездки в г.Белозерск. Затраты на проезд из п.Зубово Белозерского района до г.Белозерска и обратно рейсовым автобусом превышают размер пособия, выплачиваемого многим безработным гражданам. Таким образом, такой вид государственной социальной поддержки безработных как выплата пособия по безработице утрачивает свой смысл.

Представитель ГУ ВО «Центр занятости населения Белозерского района» Шигина О.С. требования прокурора не признала. Суду пояснила, что выезды специа­листов Центра занятости в сельскую местность были прекращены в целях неукосни­тельного соблюдения законодательства РФ. Граждане для оказания им государствен­ных услуг в сфере занятости населения должны обращаться в ЦЗН лично. Законных оснований для проведения выездных регистраций граждан не имеется. Ранее специа­листы шли навстречу безработным и раз в полтора месяца выезжали на территорию самого отдаленного от райцентра сельского поселения - Шольского. В настоящее время Департаментом занятости населения Вологодской области это запрещено, так как данные действия работников ЦЗН противоречили законо­дательству.

Представитель Департамента занятости населения Вологодской области Александрова Г.Л. возражала против удовлетворения требований прокурора. Суду пояснила, что согласно законодательству основанием для начала предоставления го­сударственной услуги содействия в поиске подходящей работы является личное об­ращение гражданина в ГУ ЦЗН. При последующих обращениях также обязательно личное посещение гражданином ЦЗН. Это связано с тем, что безработному, кроме ре­гистрации, оказываются государственные услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустрой­ства, профессионального обучения, по психологической поддержке безработных гра­ждан, по информированию о положении на рынке труда. Граждане должны прини­маться в специально выделенных для этих целей помещениях и залах обслуживания (информационных залах) - местах предоставления государственной услуги. В связи с этим безработные должны лично обращаться в ЦЗН по месту своего жительства. Для оказания услуг населению в данной области на территории Белозерского района соз­дан ЦЗН, который располагается в г.Белозерске. Именно туда и должны обращаться граждане, проживающие на территории района. Законодательство не содержит норм, предусматривающих оказание услуг на дому. Законных оснований и для выездной регистрации граждан не имеется.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационном представлении участвовавший в деле прокурор Белозерского района считает решение незаконным и необоснованным, просит его отменить. Указывает в представлении, что административный регламент не ограничивает право ГУ ВО «Центр занятости населения Белозерского района» оказывать государственные услуги только строго в помещении самого Центра.

В возражениях, представленных на кассационную жалобу, ГУ ВО «Центр занятости населения Белозерского района» просит оставить решение без изменения.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Деятельность государственных учреждений службы занятости регулируется Законом РФ №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РФ», Поряд­ком регистрации безработных граждан, утвержденным постановлением Правительст­ва РФ №458 от 22 апреля 1997 года и Административными регламентами федераль­ной службы по труду и занятости по предоставлению государственных услуг, утвер­жденных Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Из пункта 47 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 № 513 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников" следует, что основанием для начала предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы является личное обращение гражданина в государственное учреждение службы занятости (центр занятости населения).

В Приложении 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 № 513 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников" опреде­лены адреса нахождения органов, участвующих в оказании государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе не­обходимых работников. Согласно данному приложению, услуги населению по содей­ствию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необхо­димых работников на территории Белозерского района Вологодской области предос­тавляются в помещении, расположенном по адресу: г.Белозерск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.25.

Приказ ФСЗ РФ от 23.11.1993 № 142 "Об утверждении Временного порядка работы районных и городских центров занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве" не препятствует центрам занятости, находящимся в сельской местности, при отсутствии для граждан подходящей работы устанавливать иные формы прохождения безработными перерегистрации (выездные пункты регистрации по месту жительства гражданина, регистрации в местных государственных органах власти, сообщение гражданина по телефону и др.), устанавливая право, а не обязанность осу­ществления специалистами центров занятости выездов в сельскую либо иную местность для оказа­ния услуг гражданам по перерегистрации их в качестве безработных.

Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для при­знания незаконным бездействия ГУ ВО «Центр занятости населения Белозерского района» и возложения на учреждение обязанности предоставлять услуги населению на территории сельских поселений.

Доводы кассационного представления были предметом судебного разбирательства, им дана верная правовая оценка. Оснований для вмешательства в состоявшееся решение судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда от 09 июля 2010 года оставить без изменения, кассационное представление участвовавшего в деле прокурора Белозерского района – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200