Судья Михеев Н.С.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2010 года № 33-3393
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Король И.Н.,
судей Маклаковой Н.С., Билевой Л.И.,
при секретаре Баженовой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению участвовавшего в деле прокурора Белозерского района на решение Белозерского районного суда от 09 июля 2010 года, которым в удовлетворении заявления прокурора Белозерского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ГУ ВО «Центр занятости населения Белозерского района» по непредоставлению услуг гражданам проживающим за пределами территории муниципального образования «город Белозерск», и возложении обязанности предоставлять услуги населению по месту жительства - на территории сельских поселений Белозерского муниципального района отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Маклаковой Н.С., объяснения представителя Департамента занятости населения Вологодской области по доверенности Цветковой И.Л., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
установила:
Прокурор Белозерского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ГУ ВО «Центр занятости населения Белозерского района» о признании незаконным бездействия по непредоставлению услуг гражданам, проживающим за пределами территории муниципального образования «город Белозерск» и возложении обязанности предоставлять услуги населению по месту жительства - на территории сельских поселений Белозерского муниципального района. В обоснование заявления указал, что до апреля 2010 года специалисты ГУ ВО «Центр занятости населения Белозерского района» осуществляли выезд на территории сельских поселений района для оказания услуг населению по регистрации безработных. На основании указания начальника Департамента занятости населения Вологодской области о том, что регистрацию граждане обязаны проходить непосредственно в помещении Центра, данные выезды специалистов в сельскую местность были прекращены. Безработным, проживающим в сельской местности предложено проходить регистрацию в помещении Центра занятости, расположенном в районном центре - в г.Белозерске Вологодской области. Полагал, что отмена выездной регистрации безработных, проживающих в сельской местности, нарушает конституционные права граждан. Согласно действующему законодательству регистрация, в том числе и последующая перерегистрация безработных граждан, осуществляется учреждениями службы занятости населения по их месту жительства. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Безработные, проживающие на территории сельских поселений, лишены возможности пользоваться услугами службы занятости по месту жительства, вследствие чего вынуждены затрачивать денежные средства на поездки в г.Белозерск. Затраты на проезд из п.Зубово Белозерского района до г.Белозерска и обратно рейсовым автобусом превышают размер пособия, выплачиваемого многим безработным гражданам. Таким образом, такой вид государственной социальной поддержки безработных как выплата пособия по безработице утрачивает свой смысл.
Представитель ГУ ВО «Центр занятости населения Белозерского района» Шигина О.С. требования прокурора не признала. Суду пояснила, что выезды специалистов Центра занятости в сельскую местность были прекращены в целях неукоснительного соблюдения законодательства РФ. Граждане для оказания им государственных услуг в сфере занятости населения должны обращаться в ЦЗН лично. Законных оснований для проведения выездных регистраций граждан не имеется. Ранее специалисты шли навстречу безработным и раз в полтора месяца выезжали на территорию самого отдаленного от райцентра сельского поселения - Шольского. В настоящее время Департаментом занятости населения Вологодской области это запрещено, так как данные действия работников ЦЗН противоречили законодательству.
Представитель Департамента занятости населения Вологодской области Александрова Г.Л. возражала против удовлетворения требований прокурора. Суду пояснила, что согласно законодательству основанием для начала предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы является личное обращение гражданина в ГУ ЦЗН. При последующих обращениях также обязательно личное посещение гражданином ЦЗН. Это связано с тем, что безработному, кроме регистрации, оказываются государственные услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, по психологической поддержке безработных граждан, по информированию о положении на рынке труда. Граждане должны приниматься в специально выделенных для этих целей помещениях и залах обслуживания (информационных залах) - местах предоставления государственной услуги. В связи с этим безработные должны лично обращаться в ЦЗН по месту своего жительства. Для оказания услуг населению в данной области на территории Белозерского района создан ЦЗН, который располагается в г.Белозерске. Именно туда и должны обращаться граждане, проживающие на территории района. Законодательство не содержит норм, предусматривающих оказание услуг на дому. Законных оснований и для выездной регистрации граждан не имеется.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационном представлении участвовавший в деле прокурор Белозерского района считает решение незаконным и необоснованным, просит его отменить. Указывает в представлении, что административный регламент не ограничивает право ГУ ВО «Центр занятости населения Белозерского района» оказывать государственные услуги только строго в помещении самого Центра.
В возражениях, представленных на кассационную жалобу, ГУ ВО «Центр занятости населения Белозерского района» просит оставить решение без изменения.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Деятельность государственных учреждений службы занятости регулируется Законом РФ №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РФ», Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным постановлением Правительства РФ №458 от 22 апреля 1997 года и Административными регламентами федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственных услуг, утвержденных Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Из пункта 47 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 № 513 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников" следует, что основанием для начала предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы является личное обращение гражданина в государственное учреждение службы занятости (центр занятости населения).
В Приложении 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 № 513 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников" определены адреса нахождения органов, участвующих в оказании государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Согласно данному приложению, услуги населению по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на территории Белозерского района Вологодской области предоставляются в помещении, расположенном по адресу: г.Белозерск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.25.
Приказ ФСЗ РФ от 23.11.1993 № 142 "Об утверждении Временного порядка работы районных и городских центров занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве" не препятствует центрам занятости, находящимся в сельской местности, при отсутствии для граждан подходящей работы устанавливать иные формы прохождения безработными перерегистрации (выездные пункты регистрации по месту жительства гражданина, регистрации в местных государственных органах власти, сообщение гражданина по телефону и др.), устанавливая право, а не обязанность осуществления специалистами центров занятости выездов в сельскую либо иную местность для оказания услуг гражданам по перерегистрации их в качестве безработных.
Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия ГУ ВО «Центр занятости населения Белозерского района» и возложения на учреждение обязанности предоставлять услуги населению на территории сельских поселений.
Доводы кассационного представления были предметом судебного разбирательства, им дана верная правовая оценка. Оснований для вмешательства в состоявшееся решение судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белозерского районного суда от 09 июля 2010 года оставить без изменения, кассационное представление участвовавшего в деле прокурора Белозерского района – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: