Судья Кяргиева Н.Н.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2010 года № 33-3564
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Король И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Соколовой Л.С.,
при секретаре Литвиновой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вологда на решение Вологодского городского суда от 24 мая 2010 года, которым признано недействительным и не порождающим правовых последствий решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологде от 09.03.2010 года №... в части отказа Кузину А.А. в досрочном назначении трудовой пенсии.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вологда возложена обязанность зачесть Кузину А.А. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы:
с 16.04.1973 года по 05.11.1973 года в качестве рулевого - моториста т/х «Волго-Балт-27»,
с 19.05.1974 года по 09.11.1974 года в качестве стажера 2 помощника капитана - 2 помощника механика т/х «РТ-307»,
с 05.04.1975 года по 01.11.1975 года в качестве 2 штурмана - 2 помощника механика т/х «РТ-307»,
с 08.05.1976 года по 09.11.1976 года в качестве 1 штурмана - 1 помощника механика т/х «РТ-307»,
с 05.04.1977 года по 05.11.1977 года в качестве 1 штурмана - 1 помощника механика т/х «РТ-307»,
с 19.04.1978 года по 07.11.1978 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «РТ-307»,
с 01.01.1979 года по 31.12.1979 года в качестве механика - дублера капитана т/х «РТ-307»,
с 11.03.1980 года по 27.10.1980 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «Капитан Язенков»,
с 15.04.1981 года по 21.10.1981 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «Капитан Язенков»,
с 29.03.1982 года по 23.09.1982 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «Оять», «Сухона»,
с 29.03.1983 года по 20.10.1983 года в качестве механика - дублера капитана на т/х «РТ-307»,
с 01.01.1984 года по 31.12.1984 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «Капитан Язенков»,
с 01.01.1985 года по 31.12.1985 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «Капитан Язенков»,
с 05.04.1986 года по 21.10.1986 года в качестве капитана -1 помощника механика т/х «Капитан Язенков»,
с 12.04.1987 года по 22.10.1987 года в качестве капитана - 1 помощника механика т/х «Капитан Язенков»,
с 11.05.1988 года по 06.11.1988 года в качестве капитана - 1 помощника механика т/х «Капитан Язенков»,
с 06.04.1989 года по 10.11.1989 года в качестве капитана - сменного механика т/х «Капитан Язенков»,
с 26.03.1990 года по 11.12.1990 года в качестве капитана - 1 помощника механика т/х «Капитан Язенков»,
с 11.04.1991 года по 22.10.1991 года в качестве капитана - 1 помощника механика т/х «Капитан Язенков».
На ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вологда возложена обязанность назначить Кузину А.А. досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 17.03.2010 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения представителя ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Куваевой Ю.В., Кузина А.А., судебная коллегия
установила:
Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологда от 09.03.2010 года №... Кузину А.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 9 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со ссылкой на отсутствие у него требуемого специального стажа (12 лет 6 месяцев) работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
По состоянию на 16.03.2010 года специальный стаж исчислен пенсионным органом в 6 месяцев 20 дней.
Период работы с 16.04.1973 года по 05.11.1973 года в качестве рулевого -моториста Череповецкого судоремонтно-судостроительного завода не засчитан в стаж на соответствующих видах работ за год работы по тому основанию, что не отработан полный навигационный период.
Периоды работы с 19.05.1974 года по 09.11.1974 года, с 05.04.1975 года по 01.11.1975 года, с 08.05.1976 года по 09.11.1976 года, с 19.04.1978 года по 07.11.1978 года, с 11.03.1980 года по 27.10.1980 года, с 15.04.1981 года по 21.10.1981 года, с 29.09.1982 года по 23.09.1982 года, с 29.03.1983 года по 20.10.1983 года с 05.04.1986 года по 21.10.1986 года, с 12.04.1987 года по 22.10.1987 года, с 11.05.1988 года по 06.11.1988 года, с 06.04.1989 года по 10.11.1989 года, с 26.03.1990 года по 11.12.1990 года, с 11.04.1991 года по 22.10.1991 года в качестве 1 штурмана - 1 помощника механика, механика -дублера капитана, механика - 1 штурмана, капитана - сменного механика Вологодского судоремонтного завода (ОАО «Сухонское речное пароходство») не засчитаны в специальный стаж со ссылкой на отсутствие документального подтверждения работы в штате экипажа судов и что суда относятся к судам, работа на которых дает плавсоставу право на льготное пенсионное обеспечение, а также не отработан полный навигационный период.
Период работы с 15.04.1977 года по 05.11.1977 года в качестве 1 штурмана - 1 помощника механика Вологодского судоремонтного завода не зачтен в специальный стаж ни в календарном, ни в льготном как за год работы исчислении ввиду отсутствия документального подтверждения работы в штате экипажа судов и что суда относятся к судам, работа на которых дает плавсоставу право на льготное пенсионное обеспечения, и за указанный период отсутствуют сведения о продолжительности навигационного периода.
Периоды работы с 01.01.1979 года по 31.12.1979 года, с 01.01.1984 года по
31.12.1984 года, с 01.01.1985 года по 31.12.1985 года в качестве механика - дублера капитана, механика - 1 штурмана Вологодского судоремонтного завода не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, так как документально не подтверждена работа в штате экипажа судов и что суда относятся к судам, работа на которых дает плавсоставу право на льготное пенсионное обеспечение.
Оспаривая правомерность отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, Кузин А.А. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда.
Просил включить в стаж работы для досрочного назначения пенсии периоды работы в Череповецком судоремонтно-судостроительном заводе и Вологодском судоремонтном заводе (ОАО «Сухонское речное пароходство»): с 16.04.1973 года по 05.11.1973 года в качестве рулевого - моториста т/х «Волго-Балт-27», с 19.05.1974 года по 09.11.1974 года в качестве стажера 2 помощника капитана - 2 помощника механика т/х «РТ-307», с 05.04.1975 года по 01.11.1975 года в качестве 2 штурмана - 2 помощника механика т/х «РТ-307», с 08.05.1976 года по 09.11.1976 года в качестве 1 штурмана - 1 помощника механика т/х «РТ-307», с 05.04.1977 года по 05.11.1977 года в качестве 1 штурмана - 1 помощника механика т/х «РТ-307», с 19.04.1978 года по 07.11.1978 года в качестве механика -1 штурмана т/х «РТ-307», с 29.03.1979 года по 10.11.1979 года в качестве механика - дублера капитана т/х «РТ-307», с 11.03.1980 года по 27.10.1980 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «Капитан Язенков», с 15.04.1981 года по 21.10.1981 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «Капитан Язенков», с 29.03.1982 года по 23.09.1982 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «Оять», «Сухона», с 29.03.1983 года по 20.10.1983 года в качестве механика - дублера капитана на т/х «РТ-307», с 04.04.1984 года по 15.11.1984 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «Капитан Язенков», с 03.04.1985 года по 06.11.1985 года в качестве механика-1 штурмана т/х «Капитан Язенков», с 05.04.1986 года по 21.10.1986 года в качестве капитана - 1 помощника механика т/х «Капитан Язенков», с 12.04.1987 года по 22.10.1987 года в качестве капитана - 1 помощника механика т/х «Капитан Язенков», с 11.05.1988 года по 06.11.1988 года в качестве капитана - 1 помощника механика т/х «Капитан Язенков», с 06.04.1989 года по 10.11.1989 года в качестве капитана - сменного механика т/х «Капитан Язенков», с 26.03.1990 года по 11.12.1990 года в качестве капитана - 1 помощника механика т/х «Капитан Язенков», с 11.04.1991 года по 22.10.1991 год в качестве капитана - 1 помощника механика т/х «Капитан Язенков», обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости.
Требования мотивировал тем, что к 16.03.2010 года он выработал необходимый общий и специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости. Он работал с 16.04.1973 года по 22.10.1991 года в штате экипажей грузовых самоходных сухогрузных и буксирных транспортных судов, не относящихся к судам портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
В судебном заседании Кузин А.А. исковые требования уточнил. Просил признать решение об отказе в назначении ему пенсии незаконным, включить в стаж работы для досрочного назначения пенсии периоды работы в Череповецком судоремонтно-судостроительном заводе и Вологодском судоремонтном заводе (ОАО «Сухонское речное пароходство»): с16.04.1973 года по 05.11.1973 года в качестве рулевого - моториста т/х «Волго-Балт-27», с 19.05.1974 года по 09.11.1974 года в качестве стажера 2 помощника капитана - 2 помощника механика т/х «РТ-307», с 05.04.1975 года по 01.11.1975 года в качестве 2 штурмана - 2 помощника механика т/х «РТ-307», с 08.05.1976 года по 09.11.1976 года в качестве 1 штурмана - 1 помощника механика т/х «РТ-307», с 05.04.1977 года по 05.11.1977 года в качестве 1 штурмана - 1 помощника механика т/х «РТ-307», с 19.04.1978 года по 07.11.1978 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «РТ-307», с 01.01.1979 года по 31.12.1979 года в качестве механика - дублера капитана т/х «РТ-307», с 11.03.1980 года по 27.10.1980 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «Капитан Язенков», с 15.04.1981 года по 21.10.1981 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «Капитан Язенков», с 29.03.1982 года по 23.09.1982 года в качестве механика-1 штурмана т/х «Оять», «Сухона», с 29.03.1983 года по 20.10.1983 года в качестве механика - дублера капитана на т/х «РТ-307», с 01.01.1984 года по 31.12.1984 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «Капитан Язенков», с 01.01.1985 года 31.12.1985 года в качестве механика - 1 штурмана т/х «Капитан Язенков», с 05.04.1986 года по 21.10.1986 года в качестве капитана - 1 помощника механика т/х «Капитан Язенков», с 12.04.1987 года по 22.10.1987 года в качестве капитана - 1 помощника механика т/х «Капитан Язенков», с 11.05.1988 года по 06.11.1988 года в качестве капитана - 1 помощника механика т/х «Капитан Язенков», с 06.04.1989 года по 10.11.1989 года в качестве капитана - сменного механика т/х «Капитан Язенков», с 26.03.1990 года по 11.12.1990 года в качестве капитана - 1 помощника механика т/х «Капитан Язенков», с 11.04.1991 года по 22.10.1991 год в качестве капитана - 1 помощника механика т/х «Капитан Язенков», обязать назначить трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 17.03.2010 года. Исковые требования просил удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ Агапова Н.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении об отказе в назначении истцу пенсии.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда просит об отмене решения по мотиву его незаконности и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Кузину А.А. Указывает на отсутствие правовых оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов его работы и, соответственно, назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, полагает решение соответствующим фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам - по достижении возраста 55 лет, женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Исходя из буквального толкования указанной нормы плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей.
В соответствии со статьей 12 названного Федерального Закона при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются в таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
В этом случае необходимо подтвердить, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
В данном случае судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, в том числе архивной справкой ГУ Вологодской области «Областной архив по личному составу» от 31 марта 2009 года №... (л.д. 9-11) и приложением к справке «Рассшифровка рабочего времени в рабочих днях/ часах» (л.д 12- 15), справкой Северодвинского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства Вологодского района водных путей от 29 марта 2010 года №... (л.д. 16-20), справкой ОАО «Череповецкий судостроительный – судоремонтный завод» от 12 октября 2009 года №..., показаниями свидетелей М. и С. , что Кузин А.А. в спорные периоды работал в штате экипажа судов, которые к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения не относились.
Поскольку указанные справки содержат все неотъемлемые признаки доказательств и имеют значение по данному делу, выданы на основе имеющейся архивной информации со ссылкой на обследование первичных документов кадрового и бухгалтерского характера за спорные периоды работы истца, принятие судом их в качестве доказательств по делу согласуется с требованиями 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Каких – либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.
При указанных обстоятельствах суд правильно удовлетворил исковые требования Кузина А.А. и оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда от 24 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: