Судья Парфенюк О.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2010 года № 33-3549
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Король И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Соколовой Л.С.,
при секретаре Литвиновой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Силиной Л.Н. на решение Вологодского городского суда от 17 марта 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Силиной Л.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вологда Вологодской области об отмене решения, включении времени прохождения службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении пенсии - отказать.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Силиной Л.Н., ее представителя Маркарян Е.М., а также Куваевой Ю.В., действующей по доверенности ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вологда Вологодской области, судебная коллегия
установила:
Силина Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологда Вологодской области об отмене решения, включении времени прохождения службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В обоснование своих требований истица указала, что 19 декабря 2007 года обратилась к ответчику за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 ст.28 ФЗ от 17 декабря 2001 года №...ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением №... от 14 января 2008 года пенсионный орган отказал ей в назначении требуемой пенсии, сославшись на то, что ее стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 17 лет 10 месяцев 06 дней вместо требуемых Законом 20 лет. При этом в такой стаж не был включен период прохождения ею службы с 01 января 1985 года по 31 марта 1987 года в должностях младшего инспектора ВПЧ-15 УПО УВД Архоблисполкома и контролера Следственного изолятора №2 г.Котлас. С данным решением она не согласна, так как работала в органах внутренних дел и в уголовно-исполнительной системе Архангельской области непрерывно 2 года 3 месяца, была уволена по сокращению штата, что подтверждается архивной справкой и записью в трудовой книжке. Это не освобожденные и не офицерские должности, а обычная рядовая должность, поэтому она имеет полное право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании изложенного истица просила суд отменить решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда №... от 14 января 2008 года, обязать ответчика произвести досрочное назначение ей трудовой пенсии.
В судебном заседании Силина Л.Н. свои требования дополнила, просила также обязать ответчика зачесть в специальный стаж период ее службы в районах Крайнего Севера с 01 января 1985 года по 31 марта 1987 года и назначить льготную пенсию с момента обращения за ней, то есть с 01 января 2008 года.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Маркарян Е.М. исковые требования поддержала.
Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вологда Вологодской области Куваева Ю.В. с иском не согласилась, сославшись на правомерность оспариваемого истицей решения.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Силина Л.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на доводы, изложенные ею в исковом заявлении и данные в ходе судебного разбирательства спора.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, полагает судебный акт постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами материального права.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста лишь с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность должна давать право на соответствующие льготы, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста (мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам - 50 лет), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При применении настоящих правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Как видно из материалов дела решением №... от 14 января 2008 года пенсионный орган отказал Силиной Л.Н. в назначении трудовой пенсии по старости досрочно на основании п.п.6 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», сославшись на то, что ее стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 17 лет 10 месяцев 06 дней вместо требуемых Законом 20 лет. При этом в такой стаж не был включен период прохождения истицей службы с 01 января 1985 года по 31 марта 1987 года в должностях младшего инспектора ВПЧ-15 УПО УВД Архоблисполкома и контролера Следственного изолятора №2 г.Котлас, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении иска, указав на то, что согласно записей пунктов 11 и 12 в трудовой книжке заявителя, архивной справки на листе дела 7 в период с 01 января 1985 года по 31 марта 1987 года Силина Л.Н. проходила службу в органах внутренних дел, которая является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся по аналогичным параметрам от трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая форма государственного социального обеспечения, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
Порядок определения страхового стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации.
При этом, законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный (в районах Крайнего Севера и т.п.) стаж.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам требованиям приведенных в решении норм материального права.
Доводы подателя жалобы не могут повлечь отменены решения суда первой инстанции, поскольку решение законодателя не включать в этот стаж периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, так как оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не должны уплачиваться, и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования. Кроме того, за граждан, пенсия которым назначается досрочно (на 5 - 10 лет раньше общеустановленного возраста), страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в настоящее время уплачиваются на общих основаниях, т.е. по одинаковым тарифам за всех застрахованных, и возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным лицам.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда от 17 марта 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Силиной Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н.Король
Судьи: В.Н.Белякова
Л.С.Соколова