Кассационное определение от 01 сентября 2010 года № 33-3610



Судья Кузнецова Н.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 01 сентября 2010 года № 33-3610

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Слепухина Л.М., Чекавинской Н.И.,

при секретаре Петуховой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации города Сокол на решение Сокольского районного суда от 13 июля 2010 года, которым на Администрацию города Сокол возложена обязанность включить Опросичеву М.А. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны, в остальной части в иске отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя Опросичевой М.А. по доверенности Советова Д.А., представителя Администрации города Сокол Гусевой Е.А., судебная коллегия

установила:

Опросичева М.А. обратилась в суд с иском к Администрации города Сокол о включении в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилищной субсидии.

В обоснование иска указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны Опросичева Е.И., умершего ДАТА. Проживает по адресу: ..., в доме, принадлежащем её внуку Куклину В.Х., своего жилого помещения на праве собственности не имеет. В период работы с 31 мая1968 года по 01 августа 1975 года в ... ремонтно-механическом заводе была принята на учёт по месту работы как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Списки на улучшение жилищных условий были переданы на рассмотрение в жилищную комиссию при горисполкоме 07 апреля 1989 года. Решение жилищной комиссии было утверждено 14 апреля 1989 года, однако жилое помещение ей выделено не было. В настоящее время находится на пенсии.

Ссылаясь на неправомерный отказ в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, просила суд обязать Администрацию города Сокола включить её в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с 14 апреля 1989 года, предоставить ей, как члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны, жилищную субсидию на предоставление жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела Опросичева М.А. исковые требования уточнила, просила суд поставить её на учёт в Администрации города Сокол, как нуждающуюся в предоставлении жилого помещения в качестве члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны.

В судебном заседании представитель Опросичевой М.А. Советов Д.А. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации города Сокол Гусева Е.А. иск не признала. В возражении указала на отсутствие правовых оснований для постановки Опросичевой М.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Представитель третьего лица Департамента развития муниципальных образований в судебное заседание не явился. Суду представлен отзыв, в котором указано о праве Опросичевой М.А. на улучшение жилищных условий, в связи с тем, что она проживает в доме, принадлежащем её внуку, который членом её семьи не является. Иного жилого помещения для проживания не имеет.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Администрация города Сокол просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность по мотиву неправильного определения судом обстоятельств имеющих значение для дела и отсутствия оснований для постановки Опросичевой М.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение подлежит отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, либо проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 8 указанного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Решением Совета города Сокол от 07 июля 2007 года №... установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9,5 квадратных метров общей площади на одного человека.

Согласно материалам дела следует, что Опросичева М.А. проживает и зарегистрирована одна в жилом доме, расположенном по адресу: ..., принадлежащем на праве собственности ее внуку Куклину В.Х. согласно договору дарения от ДАТА.

Общая площадь жилого дома составляет 39,4 квадратных метров, что значительно превышает учетную норму.

При рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что согласно заключению межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации города Сокол №... от 30 ноября 2009 года, индивидуальное жилищное строительство, расположенное по адресу: ... пригодно для проживания.

Данные обстоятельства указывают на обеспеченность истца жилой площадью и отсутствие оснований для улучшения жилищных условий.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о неправомерности отказа Администрации города Сокол в принятии Опросичевой М.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является неправильным.

Ссылка в решении суда о проживании истца в жилом помещении, принадлежащем ее внуку Куклину В.Х. не может быть признана состоятельной и являться основанием для признания Опросичевой М.А. нуждающейся в жилом помещении, поскольку ч.1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относит супруга, детей и родителей, а также других родственников, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Из материалов дела следует, что после заключения в 2006 году с внуком Куклиным В.Х. договора дарения, принадлежащей ей 2/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: ..., истец продолжает занимать данное жилое помещение. Вопрос о ее выселении собственником спорного дома Куклиным В.Х. не ставится

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства дела установлены, но им дана неправильная правовая оценка, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Опросичевой М.А.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда Вологодской области от 13 июля 2010 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Опросичевой М.А. – отказать.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200