кассационное определение №33-3583



Судья Корытова И.Б.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 01 сентября 2010 года № 33-3583

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Слепухина Л.М., Мальцевой Е.Г.,

при секретаре Петуховой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента развития муниципальных образований Вологодской области на решение Череповецкого городского суда от 09 июля 2010 года, которым на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области возложена обязанность по предоставлению Арзуманяну А.А. жилого помещения по договору социального найма по установленным законодательством нормам на состав семьи 4 человека.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Мальцевой Е.Г., объяснения представителя департамента муниципальных образований Вологодской области Давыдченковой Ю.С., судебная коллегия

установила:

Арзуманян А.А. является ветераном боевых действий, в составе семьи из четырех человек проживает в общежитии по адресу ... площадью 27,8 кв.м.

Постановлением мэра города Череповца №... от 24 июня 2002 года Арзуманян А.А., как участник боевых действий в Афганистане, поставлен на учет на первоочередное предоставление жилого помещения на семью из четырех человек, учетный номер №....

01 июня 2010 года со ссылкой на нуждаемость в улучшении жилищных условий Арзуманян А.А. обратился в суд с иском к мэрии г. Череповца, Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения.

Просил суд обязать мэрию г. Череповца и Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить ему жилое помещение по договору социального найма в городе Череповце на семью из четырех человек по установленным законодательством нормам.

В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

Представители ответчиков мэрии г. Череповца и Департамента развития муниципальных образований, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. Представили возражения на заявление, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Судом вынесено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представителем ответчика Департаментом развития муниципальных образований Вологодской области поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности. Указано, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению ветеранов боевых действий жилыми помещениями, а имеют полномочия по предоставлению жилищных субсидий; правовых оснований для удовлетворения требований истца за счет средств областного бюджета не имеется.

В представленных возражениях на кассационную жалобу представитель истца Илатовских Л.В. просит оставить решение суда без изменения, поскольку Арзуманян А.А., являясь участником боевых действий в Афганистане, нуждается в улучшении жилищных условий.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, представленные возражения, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следует из ст. 23.2 (введена Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно п. 11.1(введен Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 327-ФЗ) ст. 23.2 указанного закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам (в том числе ветеранам боевых действий), нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ветераны, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии со ст. 23.2 указанного Закона, которая предусматривает порядок обеспечения жильем ветеранов. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14 - 19 и 21 указанного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять указанными полномочиями органы местного самоуправления.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению названных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций.

Судом первой инстанции установлено, что Арзуманян А.А. является ветераном боевых действий, состоит семьей в составе из 4 человек на учете в мэрии г.Череповца в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 24 июня 2002 года.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к законодательному регулированию мер социальной поддержки таких лиц с особым правовым статусом, как военнослужащие, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств (Постановление от 23 апреля 2004 года N 9-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в ранее действовавшей редакции ветеранам боевых действий было предоставлено право первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий. Названное законоположение предполагало, по своему смыслу, совместное участие Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обеспечении реализации ветеранами боевых действий данного права, обязывая федерального законодателя разработать общие принципы такого обеспечения, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в соответствии с этими принципами установить конкретный порядок и условия его реализации.

В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых ими в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, с учетом правильного установления и исследования фактических обстоятельств дела, оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции не установлено.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, сделанных на основе представленных доказательств и требований материального закона.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда от 09 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента развития муниципальных образований Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: Л.М. Слепухин

Е.Г. Мальцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200