Кассационное определение №33-3726 от 08 сентября 2010 года



Судья Толошинов П.С.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 08 сентября 2010 года № 33-3726

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Слепухина Л.М., Мальцевой Е.Г.,

при секретаре Николаевой Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора Белозерского района на решение Белозерского районного суда от 29 июля 2010 года, которым прокурору района отказано в удовлетворении заявления о признании неза­конным бездействия должностных лиц администрации Куностьского сельского по­селения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., поддержавшей кассационное представление прокурора, судебная коллегия

установила:

Прокурор Белозерского района обратился в суд с заявлением в интересах Солдаткиной А.Г. к администрации Куностьского сельского поселения о признании бездействий должностного лица органа местного самоуправления незаконным.

В обоснование заявления указал, что в прокуратуру района поступило обращение Циммерман Л.М. о нарушении органами местного самоуправления жилищных прав ее матери Солдатки­ной А.Г., являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны. Солдаткина А.Г. проживает в неблагоустроенной квартире, в которой всегда холодный пол, сырость, квартира оборудована холодным туалетом, печным отоплением.

01.02.2010 жилищ­ная комиссия сельского поселения провела обследование дома и квартиры, в кото­рой проживает Солдаткина А.Г., и сделала заключение о пригодности жилого дома для проживания. Между тем, признание помещения непригодным для проживания осуществ­ляется только межведомственной комиссией.

Прокурор просил признать незаконным отказ заместителя Главы администрации Куностьского сельского поселения Гордеевой М.В. в постановке Солдаткиной А.Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и как следствие, в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Барабанова Л.К. тре­бования поддержала.

Представитель администрации Куностьского сельского поселения Гордеева М.В. с требованиями прокурора не согласилась, суду пояснила, что Солдаткина А.Г. является собственником жилого помещения, проживает в нем одна, согласно за­ключению межведомственной комиссии, жилое помещение в котором проживает Солдат­кина А.Г. пригодно для проживания. Согласно п. 1 ст. 51 ЖК РФ она не имеет права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Жилая площадь Солдаткиной А.Г. соответствует требуемым нормам. В 2010 году ей была оказана материальная помощь в размере ... рублей для проведения необходимых ремонтных работ.

Представитель заинтересованного лица - администрации Белозерского му­ниципального района Карлина А.М. суду пояснила, что жилищные субсидии на приобретение отдельными категориями граждан благоустроенного жилья (под ко­торые подпадает и Солдаткина А.Г.) выделяются из федерального бюджета. Адми­нистрация Белозерского муниципального района лишь принимает документы от граждан для получения субсидий. В администрацию района Солдаткина А.Г. с за­явлением о предоставлении ей единовременной выплаты для получения благоуст­роенного жилья не обращалась. Кроме того, Солдаткиной А.Г. была произведена едино­временная выплата денежных средств для ремонта крыши в сумме ... рублей. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ основания для постановки на учет Солдаткиной А.Г. отсутствуют, в удовлетворении заявленных требований прокурора просила отказать.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационном представлении прокурора прокуратуры Белозерского района, участвовавшего в деле, поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В обоснование приводятся прежние доводы.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационного представления прокурора, не нашла оснований для его удовлетворения, отмены или изменения решения.

Разрешая спор, суд установил, что Солдаткина А.Г. проживает по адресу: .... Согласно техпаспорту квартира находится в одноэтажном деревянном доме 1998 года постройки, общая площадь квартиры - 42,6 кв.м., жилая площадь - 29,9 кв.м. и принадлежит Солдаткиной А.Г. на праве собственности. Квартира имеет водопровод.

С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставле­нии благоустроенного жилого помещения Солдаткина А.Г. в администрацию Куностьского сельского поселения не обращалась. Однако 13.04.2010 ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно акту жилищной комиссии сельского поселения и заключению межведомственной комиссии по оценке жилых по­мещений, домов для проживания квартира №... жилого дома №... по ... постройки 1998 года, признана пригодной для про­живания. По состоянию на 10.11.2009 года износ дома составляет всего 4%. В 2010 году для проведения ремонтных работ Солдаткиной А.Г. оказана материальная помощь в размере ... рублей.

По заключению межведомственной комиссии от 28 июля 2010 года дом и квартира, в которой проживает Солдаткина А.Г., признаны пригодными для проживания.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» необходимо обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 данного Федерального закона предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу ч. 1 ст. 6 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется ор­ганом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. Согласно данной норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно руководствовался приведенными выше нормами Жилищного кодекса, Указом Президента РФ от 07.05.2008 №713 и пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным отказа Администрации сельского поселения поставить Солдаткину А.Г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение об отказе в принятии на учет принято на основании акта обследования жилого дома, проведенного межведомственной комиссией, который не оспорен. Учитывая, что Солдаткина А.Г. имеет в собственности жилую квартиру пригодную для проживания, то есть, она обеспечена жилым помещением, правовых оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении не имеется.

При таких обстоятельствах, суд сделал правильный вывод о том, что Солдаткина А.Г. не относится к категориям граждан, указанным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Доводы жалобы том, что истица в связи с преклонным возрастом и неудовлетворительным состоянием здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе, правового значения для решения этого вопроса не имеют.

При таких обстоятельствах действия должностных лиц администрации Куностьского сельского поселения, ответственных за ведение учета лиц, нуждающих­ся в предоставлении жилого помещения, не могут быть признаны незаконными.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований прокурор суду не представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным. Доводы кассационного представления прокурора были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов оно не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям, кассационное представление прокурора удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда от 29 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора прокуратуры Белозерского района - без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: Л.М. Слепухин

Е.Г. Мальцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200