Судья Соколова М.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 03 сентября 2010 года № 33- 3647
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жаворонковой В.А.,
судей Билевой Л.И., Король И.Н.,
при секретаре Думовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Курзенева Ю.М. на решение Вологодского городского суда от 04 июня 2010 года, которым исковые требования Курзенева Ю.М. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Билевой Л.И., объяснения Курзенева Ю.М., представителя Правительства Вологодской области и Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области по доверенностям Вязметинова А.И., представителя Департамента труда и социального развития Вологодской области по доверенности Соколовой И.Н., судебная коллегия
установила:
Курзенев Ю.М. обратился в суд с иском к Правительству Вологодской области и Департаменту развития муниципальных образований по Вологодской области о возмещении материального ущерба, связанного с невыплатой надбавки к пенсии за выслугу лет за период со дня выхода на пенсию, то есть с 13 мая 1998 года по 01 января 2010 года в сумме ... рублей. Просил также возместить моральный вред, в размере пяти годовых пенсий ( трудовой и за выслугу лет) по состоянию на 01 января 2010 года и составляющих ... руб.
В обоснование указал, что Департаментом труда и социального развития Вологодской области 13 мая 1998 года ему было отказано в установлении надбавки к пенсии за выслугу лет, поскольку не был включен в стаж государственной службы период работы со 02 ноября 1972 года по 18 октября 1982 года в Центральном научно-исследовательском и проектном институте типового и экспериментального проектирования жилища начальником отдела и заведующим отделом.
Решением Вологодского городского суда от 18 декабря 2009 года Курзеневу Ю.М. спорный период был включен в стаж государственной службы.
Согласно распоряжению Губернатора Вологодской области от 12 марта 2010 №... ему установлена пенсия за выслугу лет только с 01 января 2010 года.
Считает данные обстоятельства достаточными для полного удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебном заседании суд, на основании ходатайства представителя ответчика Правительства по Вологодской области, с согласия истца, привлёк в качестве второго ответчика Департамент развития муниципальных образований Вологодской области, в качестве третьего лица Департамент государственной службы и кадровой политики по Вологодской области, изменил процессуальное положение Департамента труда и социального развития по Вологодской области с ответчика на третье лицо.
Представитель ответчика Правительства Вологодской области и представитель 3-го лица Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области по доверенностям Вязметинов А.И. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента развития муниципальный образований по доверенности Давыдченкова Ю.С. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме. Пояснила, что департамент строительства, промышленности и энергетики Вологодской области реорганизован. Правовые основания начисления пенсии за выслугу лет возникли с момента вступления решения суда от 18.12.2009 в законную силу. Право на пенсию возникло только с января 2010 года. В данном случае не предусматривается возможность компенсации морального вреда.
Представитель третьего лица Департамента труда и социального развития по доверенности Квасникова В.В. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме. Считала, что руководитель органа определяет, имеет ли гражданин право на пенсию за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет устанавливается распоряжением Правительства Вологодской области. Департаментом подана надзорная жалоба на решение суда от 18.12.2009, которым был включен период работы в стаж государственной службы Курзенева. Департамент к участию в деле о зачете спорного периода в стаж государственной службы Вологодской области не привлекался.
Судом принято приведенное решение.
В кассационной жалобе Курзеневым Ю.М. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Порядок установления пенсии за выслугу лет регулируется Законами Вологодской области от 5 июля 1996 года № 87-03 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных гражданских служащих области» и от 2 апреля 1997 года № 144-03 «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской службы в Вологодской области».
В соответствии с Законом Вологодской области № 87-03 от 5 июля 1996 года пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим должности государственных служащих области, при увольнении с государственной службы области по основаниям, предусмотренным в статье 1 указанного закона области, при наличии стажа государственной службы у мужчин 12 лет 6 месяцев, у женщин - 10 лет и только после назначения трудовой пенсии согласно федеральному законодательству.
Судом с достоверностью установлено, что 13 мая 1998 года Курзеневу Ю.М. было отказано в установлении надбавки к пенсии за выслугу лет, поскольку не был включен в его стаж государственной службы период работы со 02 ноября 1972 года по 18 октября 1982 года в Центральном научно-исследовательском и проектном институте типового и экспериментального проектирования жилища начальником отдела и заведующим отделом.
При этом ходатайства о назначении Курзеневу Ю.М. пенсии за выслугу лет в адрес Губернатора Вологодской области не направлялось.
Отказывая Курзеневу Ю.М. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд в своем решении правомерно указал на отсутствие к тому правовых оснований.
Так, согласно Закону Вологодской области № 144-03 «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской службы в Вологодской области» в стаж государственной гражданской службы области могут быть включены периоды замещения должностей в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции управления.
На момент выхода Курзенева Ю.М. на пенсию не было представлено документов, подтверждающих выполнение Курзеневым Ю.М. отдельных функций государственного управления.
Такие основания отсутствовали до вступления в законную силу решения Вологодского городского суда по делу №2-8192/09 от 18 декабря 2009 года.
Доводы кассационной жалобы о том, что такие доказательства существовали с 1998 года, лишены оснований.
Следует принять во внимание, что на момент выхода Курзенева Ю.М. на пенсию на май 1998 года действовала иная редакция Закона Вологодской области № 144-ОЗ «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж государственной службы лицам, замещающим государственные должности и должности государственных служащих Вологодской области», согласно которой, ( статья 3) к иным периодам трудовой деятельности, учитываемым при исчислении стажа государственной службы, относилось время работы на должностях руководителей и специалистов: в объединениях союзного и республиканского подчинения, государственных концернах, ассоциациях, других государственных организациях, созданных на базе ликвидированных министерств и ведомств, их главных управлений, а также на основании официального разъяснения Министерства труда Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации - в иных организациях и учреждениях, выполнявших в соответствии с законодательством функции государственного управления.
Это же требование было предусмотрено и Законом Вологодской области № 87-ОЗ от 05.07.1996 года «О порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных служащих области».
В ныне действующей редакции, на которую ссылается истец, закон действует только с 2002 года.
Документов, подтверждающих, что на момент выхода на пенсию Курзенева Ю.М. имелось официальное разъяснение Министерства труда Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации о возможности включения в стаж государственной службы периодов работы в иных организациях и учреждениях, выполнявших в соответствии с законодательством функции государственного управления, суду не представлено и при рассмотрении дела судом не добыто.
Кроме того, следует принять во внимание, что в данном случае речь идет не о государственном пенсионном обеспечении гражданина.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусматривает, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (части 1 и 2 статьи 39).
В силу требований статей 14, 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему гарантируется государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом.
Действующий Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" норм о пенсиях за выслугу лет гражданским служащим субъекта Российской Федерации не содержит. По смыслу статей 4, 5 данного Федерального закона пенсия за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению назначается только федеральным государственным служащим и военнослужащим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Аналогичное положение сформулировано в пункте 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что Закон области от 5 июля 1996 года № 87-03 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных гражданских служащих области» устанавливает основания, условия назначения пенсии за выслугу лет (в том числе определяет периоды службы (работы) включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет) лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы области и таким образом, имеет целевую направленность, касается компенсационной выплаты неработающим пенсионерам, которая, во-первых, не предусмотрена федеральным законодательством; во-вторых, является дополнительной к установленным федеральным пенсиям для отдельных категорий граждан; в-третьих, выплачивается из средств областного бюджета.
Следовательно, положения закона области не могут рассматриваться как снижающие уровень гарантий прав государственных служащих в области пенсионного обеспечения, поскольку предусмотренная пенсия за выслугу лет является дополнительным обеспечением государственных служащих области, предоставляемой им за счет средств областного бюджета помимо государственной пенсии и не препятствует и не ущемляет права на трудовую пенсию в полном объеме.
Другие доводы жалобы не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Учитывая, что обстоятельства дела судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении фактам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, перечисленных в статье 362 ГПК РФ не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда от 04 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Курзенева Ю.М. без удовлетворения.
Председательствующий: В.А. Жаворонкова
Судьи: Л.И. Билева
И.Н.Король