кассационное определение №33-3736 от 08 сентября 2010 года



Судья Киселев А.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 08 сентября 2010 года № 33-3736

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Бочкаревой И.Н.

судей Беляковой В.Н., Король И.Н.,

при секретаре Кудряшовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области на решение Великоустюгского районного суда от 04 августа 2010 года, которым постановлено:

Признать незаконным решение №... от 21.05.2010 года комиссии по установлению стажа муниципальной службы администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области об отказе в установлении права на получение в связи с несоответствием оснований увольнения Донецкой Н.В. требованиям Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденным решением Великоустюгской Думы от 28.03.2008 года № 20.

Требование Донецкой Н.В. о назначении (выплаты) ей пенсии с момента обращения оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., судебная коллегия

установила:

Донецкая Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Великоустюгского муниципального района, которым ей отказано в установлении пенсии за выслугу лет, назначении пенсии.

В обоснование заявленных требований указала, что с 01 июля 1987 года по 16 сентября 2005 года работала в администрации Опокского сельсовета Великоустюгского района Вологодской области на различных должностях. Уволена с должности Главы сельсовета 16 сентября 2005 года по п.1 ст.77 Трудового кодекса РФ (соглашение сторон). С 17 декабря 2009 года получает пенсию по старости.

Решением №... от 21 мая 2010 года Администрация района отказала ей в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденного решением Великоустюгской Думы от 28 марта 2008 года №20, сославшись на то, что основание ее увольнения не дает права на требуемую пенсию.

Считает данное решение незаконным, поскольку из п. 10 ст.37 ФЗ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 11 данной статьи, согласно которой контракт с главой местной администрацией может быть расторгнут по соглашению сторон.

Просит признать решение администрации Великоустюгского муниципального района об отказе в установлении пенсии за выслугу лет незаконным и назначить пенсию за выслугу лет на муниципальной службе с момента обращения.

В судебном заседании Донецкая Н.В. и ее представитель Попов С.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали.

Представитель администрации Великоустюгского муниципального района с иском не согласилась, пояснив, что ФЗ №131- ФЗ введен в действие с 1 января 2006 года, то есть после расторжения трудового договора с Донецкой Н.В. Истица после увольнения работала в филиале ООО «Натрон-Сервис», в настоящее время состоит в трудовых отношениях с ООО «СМК». Кроме того, ею пропущен трехмесячный срок для обращения в суд.

Судом постановлено приведенное решение.

В кассационной жалобе Администрация Великоустюгского муниципального района Вологодской области просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

В отзыве на жалобу Донецкая Н.В. просит решение оставить без изменения, считая его правильным.

Судебная коллегия, проверив решение суда, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает, что решение постановлено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится, согласно статье 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в сферу совместного ведения входит также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (статья 72, пункт "н" части 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).

В силу Конституции Российской Федерации законодатель субъекта Российской Федерации может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии соответствующего федерального закона, соблюдая при этом конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года № 3-П, от 16 октября 1997 года № 14-П, от 3 ноября 1997 года N 15-П и от 15 декабря 2003 года № 19-П).

Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.

В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.

Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу подпункта 2.1 пункта 2 Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденного решением Великоустюгской Думы №20 от 28.03.2008 года, пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, трудовой договор с которыми прекращен в связи с отставкой или досрочным прекращением полномочий в случаях, установленных законодательством.

Пункт 2.2 вышеназванного Положения предусматривает, что пенсия за выслугу лет устанавливается при прекращении служебного договора, увольнения по основаниям, предусмотренным в п.2.1. Положения, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и только после назначения пенсии в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Независимо от стажа имеют право на пенсию лица, работавшие на постоянной основе главами администраций сельсоветов Великоустюгского муниципального района.

В соответствии с п. 10 ст.37 ФЗ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 11 данной статьи, согласно которой контракт с главой местной администрацией может быть расторгнут по соглашению сторон.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции Донецкая Н.В. работала в Опокском сельском совете Великоустюгского муниципального района на различных должностях с 01 июля 1987 года по 16 сентября 2005 года, уволена с должности Главы администрации этого сельсовета по соглашению сторон ( п.1 ст.77 Трудового кодекса РФ). С 13 декабря 2009 года ей назначена пенсия по старости (удостоверение №...).

Не оспаривая право заявителя на включение в стаж муниципальной службы периода с 01 июля 1987 года по 16 сентября 2005 года, решением №... от 21 мая 2010 года ответчик отказал Донецкой Н.В. в назначении пенсии за выслугу лет, сославшись, что основание ее увольнения с муниципальной службы не соответствует требованиям Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, утвержденного решением Великоустюгской Думы от 28 марта 2008 года №20.

Суд, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, обоснованно пришел к выводу о признании незаконным этого решения, указав на его несоответствие пункту 2.1 вышеназванного Положения о пенсии за выслугу лет, утвержденного решением Великоустюгской Думы, действующего во взаимосвязи с пунктом 10 ст.37 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям приведенных в решении норм материального права.

Доводы подателя жалобы не могут повлечь отмены состоявшегося судебного акта ввиду неправильного толкования приведенных правовых норм.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великоустюгского районного суда от 04 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий: И.Н.Бочкарева

Судьи: В.Н.Белякова

И.Н.Король

-32300: transport error - HTTP status code was not 200