Судья Юдина Л.Н.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2010 года № 33-4073
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Мальцевой Е.Г., Слепухина Л.М.,
при секретаре Ермалюк А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Борисовой Л.А. на решение Харовского районного суда Вологодской области от 13 августа 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований Борисовой Л.А. к администрации Азлецкого сельского поселения, администрации Харовского муниципального района, администрации муниципального образования г. Харовск о постановке на учет в льготную очередь на внеочередное получение жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот, отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения Борисовой Л.А., судебная коллегия
установила:
решением исполнительного комитета Харовского районного совета депутатов трудящихся от 14 апреля 1975 года № 118 «Об устройстве детей Борисовых в детский дом» Борисова Л.А. была помещена на полное государственное обеспечение в Харовскую школу-интернат, как оставшаяся без попечения родителей, обучалась в данном учреждении до 12 июня 1981 года.
19 апреля 2010 года Борисова Л.А. обратилась в суд с иском к администрации Азлецкого сельского поселения Харовского муниципального района и администрации Харовского муниципального района о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья, предоставляемого по договору социального найма, как гражданина из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигшего возраста 23 лет и не реализовавшего право на внеочередное получение жилья.
Определением суда от 17 июня 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования город Харовск.
В судебном заседании истец Борисова Л.А. заявленные требования поддержала. Суду пояснила, что после окончания обучения в школе-интернат проживала в <адрес>, с 25 мая 1992 года по настоящее время имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, <адрес>. Данный дом принадлежит на праве собственности ее сестре Шкариной Н.А., своего жилья она не имеет, вынуждена снимать жилое помещение в гор. Харовске по месту работы. С 1992 года она обращалась в администрацию Азлецкого сельского поселения и администрацию Харовского муниципального района с требованиями о предоставлении жилого помещения, однако в предоставлении жилья ей было отказано.
Представитель ответчика администрации Азлецкого сельского поселения Одинцова С.С. иск не признала. В возражении указала на отсутствие правовых оснований для постановки Борисовой Л.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как гражданина из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку с таким требованием она первоначально обратилась в администрацию по достижении ею возраста 27 лет, что не дает ей право на постановку в льготную очередь.
Представитель ответчика администрации Харовского муниципального района Чешилов С.С. заявленные Борисовой Л.А. требования не признал. Полагал, что обязанность по постановке Борисовой Л.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении входит в компетенцию органа местного самоуправления по месту регистрации гражданина, то есть администрации Азлецкого сельского поселения Харовского муниципального района.
Представитель ответчика администрации муниципального образования город Харовск в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Борисова Л.А. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности ввиду неправильного применения судом норм материального права, указывая, что ответчики обязаны предоставить ей жилое помещение вне очереди как сироте, оставшемуся без попечения родителей.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Разрешая спор и отказывая Борисовой Л.А. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 2 Закона Вологодской области от 29 декабря 2003 года № 982 - ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они были в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка предоставляется лицам данной категории, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Судом с достоверностью установлено, что Борисова Л.А. в органы местного самоуправления по вопросу постановки на льготную очередь на получение жилья до достижения возраста 23 лет не обращалась.
Как пояснила истец в судебном заседании, она до достижения возраста 23 лет к ответчикам с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в льготную очередь лиц из числа детей-сирот, не обращалась. Впервые она обратилась в администрацию Азлецкого сельского поселения и в администрацию Харовского муниципального района с требованием о предоставлении ей жилого помещения в 1992 году, при достижении ею возраста 27 лет.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в удовлетворении заявленных истцом требований о поставке на учет в льготную очередь на внеочередное получение жилого помещения следует отказать, поскольку она не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по возрасту.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Харовского районного суда Вологодской области от 13 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Борисовой Л.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: