Кассационное определение № 33-3976 от 22 сентября 2010 года



Судья Белозерова Л.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 сентября 2010 года № 33-3976

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Жаворонковой В.А.,

судей Король И.Н., Игошевой Г.Н.,

при секретаре Мартынове Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Полунова В.П. на решение Сокольского районного суда от 18 августа 2010 года, которым ему отказано в иске к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сокол о признании решения об отказе в назначении трудовой пенсии незаконным.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения Полунова В.П. и его представителя Усова В.О., судебная коллегия

установила:

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол №... от 08 июня 2010 года Полунову В.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии старости в соответствии со статьей 27 п.1 п/п 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со ссылкой на отсутствие у него требуемого 30 - летнего медицинского стажа работы.

На 01 мая 2010 года специальный стаж исчислен пенсионным органом в размере 17 лет 4 месяца 18 дней.

Не засчитаны в специальный стаж периоды работы Полунова В.П. :

- с 01 января 1994 года по 01 июня 1994 года в должности заместителя директора по медицинской части в Сокольском агентстве медицинской страховой компании «М»;

- с 02 июня 1994 года по 30 сентября 2002 года – в должности заместителя директора по медицинской части в Сокольском филиале медицинской страховой организации «М-В»;

- с 01 октября 2002 года по 31 декабря 2009 года в должности заместителя директора по медицинской части в ООО «Л.».

В качестве основания указаны те обстоятельства, что ни наименования учреждений, в которых осуществлял в указанные периоды деятельность Полунов В.П., ни наименования должности «заместитель директора» Список от 29 октября 2002 года № 781 не предусматривает.

19 июля 2010 года Полунов В.П. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области о признании отказа в назначении пенсии незаконным.

В обоснование иска указал, что по двум первым спорным периодам необходимо применить п.6 постановления Правительства РФ от 23 января 1993 года № 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР», согласно которому за медицинскими работниками, привлекаемыми к работе в страховых организациях, сохраняется стаж работы по специальности. По третьему периоду следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года согласно которому в стаж работы по специальности засчитывается работа в качестве врачей-руководителей учреждений, осуществляющих врачебную деятельность. Работа в качестве заместителя директора по медицинской части – руководящая должность, кроме того согласно должностной инструкции он замещал директора в период его отсутствия. Просил решение об отказе в назначении ему досрочной пенсии признать незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия, включить в специальный стаж исключенные периоды его работы и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию с 11 мая 2010 года.

В судебном заседании Полунов В.П. просил исковые требования удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям. Пояснил, что спорные периоды его работы подлежат включению в специальный стаж, так как пунктом 6 постановления Правительства РФ от 23 января 1992 года № 41 предусмотрено сохранение за медицинскими работниками, привлекаемыми к работе в cтраховых организациях, стажа работы по специальности. Полагал, что этот пункт должен применяться и при исчислении стажа для назначения пенсии, что в специальный стаж работы подлежит включению период его работы в ООО «Л.», поскольку данная организация, как и государственные учреждения здравоохранения имеет лицензию на медицинскую деятельность. Он, истец, работал заместителем директора по медицинской части и осуществляет врачебную деятельность.

Представитель ответчика Белова О.Ю. исковые требования не признала. Пояснила, что согласно закону «О медицинском страховании граждан в РСФСР» медицинские страховые организации не входят в систему здравоохранения, поэтому истцу не могут быть зачтены в специальный стаж периоды его работы в страховых компаниях. Абзац 5 пункта 6 постановления Правительства РФ от 23 января 1992 года № 41 предусматривает сохранение за медицинскими работниками, привлекаемыми к работе в страховых организациях, стажа работы по специальности только для определения должностных окладов и не может применяться для исчисления стажа при назначения досрочной пенсии. ООО «Л.» - коммерческая организация, а согласно пункта 8 Списка от 29 октября 2002 года № 781 в специальный стаж засчитывается работа в центрах; осуществляющих лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Просила в иске отказать.

Судом принято приведенное решение.

В кассационной жалобе Полунов В.П. просит об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении его исковых требований. Указывает на неправильное применение судом норм материального права и наличие законных оснований для включения спорных периодов его работы в медицинский стаж.

ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сокол в возражениях на кассационную жалобу просит об оставлении её без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм пенсионного законодательства.

Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В период работы Полунова В.П. в должности заместителя директора по медицинской части в Сокольском агентстве медицинской страховой компании «М» и заместителя директора по медицинской части в Сокольском филиале медицинской страховой организации «М-В» право медицинских работников на льготное пенсионное обеспечение определялось «Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, в соответствии с п. 1 которого такое право было предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Таким образом, устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в данном случае - с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Между тем, статьей 14 Закона РФ №1499-1 от 28 июня 1991 года «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что страховые медицинские организации в систему здравоохранения не входят, соответственно, и их работники под категорию лиц, указанных в приведенном выше пункте 1 Списка и имеющих право на пенсию за выслугу лет, не подпадают.

Следовательно, вывод суда о том, что спорные периоды работы истца в медицинских страховых организациях не могут быть зачтены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, является правомерным. Ссылка истца на положения пункта 6 постановления Правительства РФ от 23 января 1993 года № 41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР», которым за медицинскими работниками, привлекаемыми к работе в страховых организациях, сохранялся стаж работы по специальности, состоятельной признана быть не может ввиду содержащегося в этом пункте указания, что стаж сохранялся исключительно для цели определения должностных окладов.

Отказ суда первой инстанции в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода работы истца с 01 октября 2002 года по 31 декабря 2009 года в должности заместителя директора по медицинской части в ООО «Л.» так же соответствует нормам действующего законодательства.

В соответствии со «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений) правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются только при условии осуществления ими врачебной деятельности, однако представленная истцом должностная инструкция заместителя директора по медицинской части ООО «Л.» того обстоятельства, что он в этот период занимался врачебной деятельностью, не подтверждает.

Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», действовавшим до 01 декабря 2008 года, врачам - руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям - врачам было предоставлено право вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности. Полунов В.П. доказательств того, что он в спорный период вел работу по специальности, суду не предоставил.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены судебного решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сокольского районного суда от 18 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Полунова В.П. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200